Ираида Иванова
Проект «Здоровье даром не даётся, за него надо бороться»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 г. Липецка
Проект
«Здоровье даром не даётся,
За него надо бороться!»
Разработала:
воспитатель Иванова И. Л.
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-игровой, информационно - практико-
ориентированный; исследовательско-творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : дети старшей и подготовительной к школе групп,
педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по
Публикация «Проект „Здоровье даром не даётся, за него надо бороться“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
физической культуре, специалисты, родители.
Отношения участников воспитательно-образовательного
процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.
Срок реализации: сентябрь – август
Образовательные области: познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Актуальность проблемы:
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –
важнейшая работа воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить его на долгие годы может каждый из нас.
Одной из проблем современной жизни является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни, развитие свободной творческой личности. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Поэтому необходимо объединить усилия родителей и сотрудников ДОУ, чтобы наши дети были физически здоровы, проявляли интерес и самостоятельность к ведению здорового образа жизни.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка важно заложить основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни; это самое благоприятное время для выработки у детей правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранением здоровья приведут к положительным результатам.
Внимание к здоровью ребенка со стороны воспитателей и родителей, их советы и пример здорового образа жизни – главная задача проекта.
Цель проекта : формирование и закрепление у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
Для педагогов:
• повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего гармоничное физическое развитие, сберегающее здоровье, воспитывающее ценностное отношение к своему здоровью у ребенка дошкольного возраста;
• использование вариативных и целесообразных способов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;
• приобщение родителей к проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и семье, стимулирование создания традиций семейного физического воспитания;
• формирование у детей осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
• воспитание у детей ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Для родителей:
• валеологическое просвещение в создании экологической и психологической среды в семье;
• приобщение к формированию у детей осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
• активация мотивации в поддержке деятельности ДОУ по оздоровлению детей.
Для детей:
• выработка разумного отношения к своему организму, понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его;
• овладение необходимыми гигиеническими навыками, навыками здорового образа жизни.
Принципы реализации проекта :
• доступность;
• системность;
• комплексность;
• последовательность;
• наглядность;
• динамичность;
• дифференциация.
Предполагаемый результат:
• повышение уровня физической подготовленности детей;
• повышение компетентности родителей в процессах физического развития и здоровья детей, а также заинтересованности и активности участия родителей в жизнедеятельности ДОУ;
• снижение показателей заболеваемости детей;
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.
Этапы проведения и реализации проекта :
I-й этап – подготовительный
• изучение и анализ методической литературы по данной теме;
• формирование проблемы, определение задач;
• диагностика уровня заболеваемости детей на начало и конец года;
• диагностика физической подготовленности детей, их физического развития;
• анкетирование родителей «Семья и здоровый образ жизни», «Как вы оцениваете здоровье вашего ребёнка?»;
• поиск эффективных технологий и методик в области обучения детей здоровому образу жизни;
• обращение к специалистам;
• создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
II-й этап – организационно-практический
• выставка художественной литературы по здоровому образу жизни;
• рассматривание иллюстраций, картинок,
• опытно-экспериментальная и поисковая деятельность,
• работа со схемами,
• встречи с врачом-стоматологом, медсестрой, тренером по плаванию;
• разучивание стихов, песен о витаминах, фруктах, овощах, лекарственных травах, о спорте;
• просмотр видеофильмов «Анатомия человека», «Добрый доктор Стоматолог», «Мое тело», «Я здоровье берегу…», «Почему надо чистить зубы и мыть руки», мультфильма «Гигиена», презентации «Чтобы зубы не болели»; «В гости к «Радуге здоровья», В гости в деревню «Кашино», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Откуда берутся болезни»;
• беседы «Полезное – неполезное», «Скажи «НЕТ» вредным привычкам», «Поговорим о здоровье», «Наши верные друзья: солнце, воздух и вода», «Оказание первой доврачебной помощи», «Как устроено наше тело», «Это вредная еда», «Органы чувств», «Почему нужно есть много овощей и фруктов»;
• чтение художественной литературы по тематике здоровья, здорового образа жизни;
• рисование: «Лекарственные растения», «Микробы», «Витамины на столе – овощи и фрукты»;
• лепка: «Овощи», «Фрукты»;
• аппликация: «Овощи», «Фрукты», «Предметы гигиены»;
• дидактические игры: «Кому что нужно», «Разложи картинки по порядку»,
«Оденем куклу на прогулку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Азбука здоровья», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Полезные и вредные продукты», «Назови правильно», «Узнай на вкус», «Правила гигиены», «Если кто-то заболел» и другие;
• валеологические игры и упражнения «Я и моё здоровье»;
• сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мы спортсмены», «Олимпиада», «Скорая помощь», «Аптека», «Больница»;
• заучивание пословиц о здоровом образе жизни;
• разгадывание кроссвордов, загадок,
• для родителей: провести консультации «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Здоровый образ жизни ваших детей», «Движение и здоровье», «Здоровый образ жизни в семье», «Чтоб здоровье сохранить – научись его ценить», информация в «Уголок для родителей» : «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Гигиена деятельности и двигательной активности», «Хорошие» и «плохие» микробы», «Здоровое питание»;
• оформление папок-передвижек «Самые важные правила – правила здорового образа жизни», «Воспитание валеологической культуры у дошкольников», «О пользе и важности занятий физическими упражнениями»;
• проведение цикла занятий «Уроки Мойдодыра», «Береги своё здоровье»,
«Путешествие к «Радуге здоровья», «Откуда берутся болезни?», «В гости в деревню «Кашино», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Грязь и микробы – наши враги», «Сохрани своё здоровье», «Подарки Айболита», «Отпростой воды и мыла у микробов тают силы»…
III - й этап – презентационно-завершающий
• выставка детских рисунков «Мой режим дня»,
• выставка фотографий «Мы со спортом на «ты»,
• презентация проекта,
• музыкальное развлечение «Друзья Мойдодыра».
Необходимые условия реализации проекта :
• интерес детей и родителей,
• методические разработки,
• интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
• наблюдения,
• игровая форма ООД,
• беседы,
• экскурсии,
• ознакомление с художественной литературой,
• наглядная пропаганда,
• самостоятельная деятельность детей,
• игры: дидактические, словесные, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные,
• выставка рисунков, поделок, фотографий,
• анкетирование,
• диагностика,
• «Гимнастика маленьких волшебников» - нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
• мультимедиа, компьютер, экран;
• телевизор, стереомагнитола;
• видеофильмы и мультфильмы о здоровом образе жизни;
• дидактические игры, настольные игры;
• подбор стихотворений о здоровом образе жизни, о предметах гигиены, о спорте, спортивном инвентаре, лекарственных растениях;
• подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации);
• выставка рисунков, фотографий, поделок;
• создание условий для проведения развлечения.
Постановка новой проблемы:
Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта : «Вместе за здоровьем».
Работа над проектом позволила улучшить динамику в вопросах физического оздоровления детей. В качестве положительных результатов можно отметить активное участие родителей в процессе валеолизации. Это и участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, и выпуск информационных буклетов, папок-передвижек, и изготовление атрибутов для бодрящей гимнастики. Мы ожидаем успешной реализации планов по воспитанию в детях потребности к здоровому образу жизни, их активности, любознательности, выносливости; умение легко адаптироваться в школьных условиях. Надеемся, что все наши выпускники будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности. В дальнейшем мы будем продолжать приобщать родителей к сотрудничеству с педагогами, обогащать детско-родительские отношения опытом совместных мероприятий, вести работу с родителями по ЗОЖ и активно привлекать их в воспитательный процесс.
Литература:
1. Береснева З. И. «Здоровый малыш»,
2. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5 – 7 лет»;
3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»,
4. Дергунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников»,
5. Доскин В. А. «Растём здоровыми»,
6. Доскин В. А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка»,
7. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников»,
8. Зайцев Г. К. «Уроки Мойдодыра»,
9. Зайцев Г. К. «Уроки Айболита»,
10. Иванова А. И «Естественно научные наблюдения и эксперименты в детском
саду»,
11. Иванова А. И. «Методика организации наблюдений и экспериментов в
детском саду»,
12. Князева О. И. «Мои помощники»,
13. Ковалева Г. А «Воспитывая маленького гражданина»,
14. Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»,
15. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование»,
16. Кулик Г. И. «Школа здорового человека»,
17. Меличева М. В. «Культура здоровья дошкольников в кругообороте
праздников года»,
18. «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного
развития» Материалы научно-практической конференции (по общей
редакцией Рагозиной Т. Н. ,
19. Новиковская О. А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников»,
20. Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ»,
21. Шилаева Г. П. «Правила поведения для воспитанных детей»,
22. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье».