Надежда Сальева
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект подготовили воспитатели подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности Сальева Надежда Леонидовна и Лемешко Виктория Андреевна.
«Предмет математики столь серьёзен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребёнка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволяет детям наиболее уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математике отводится важное место. Причины: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс интересным, стремление родителей как раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Тип проекта :
- Познавательно-игровой
- Групповой
-Краткосрочный
Срок реализации:
2 недели – с 13.03 по 24.03
Участники проекта :
- Дети 6-7 лет
- Воспитатели группы
- Родители
Место проведения:
МБДОУ «Детский сад №38» группа «Капитошка»
Цель проекта :
Создать условия для повышения уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности.
Создать ситуации содружества, содеятельности, обеспечивать всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе. Не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.
Задачи проекта :
Образовательные
- Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10
- Знакомство с составом чисел в пределах 10. Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Проблема проекта :
Неумение детей применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнять её до конца.
Гипотеза:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2. Активизация мышления, памяти, внимания, воображения, сотрудничества.
3. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Формы реализации проекта :
- Беседы, игровые ситуации на образовательной основе
- Чтение художественной литературы, занятия
- Игры: подвижные, творческие, дидактические
- Образовательные мультфильмы из цикла «Умная сова», математика для малышей и т. д.
Продукты реализации проекта :
- Консультации, памятки для родителей
- Наглядно-тестовая информация
- Детские работы
- Викторины по математике
- Лэпбук «Математика для малышей»
Ожидаемые результаты проекта :
- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Выработка у детей интереса к самому процессу познания математики
- Самостоятельное нахождение способов решения познавательных задач, умение перенести усвоенный опыт в новые ситуации
- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений, осознание важности формирования элементарных математических представлений, расширение знаний о занимательном материале
План реализации проекта :
Первый этап – подготовительный
- Изучение методической литературы
- Составление плана работы
- Диагностика детей
- Информация для родителей о предстоящем проекте
- Подбор литературы о математике, д/и, стихотворных задач,
считалок, математика в сказках, оформление уголка по математике
2 этап – основной
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется в двух формах: совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (беседы, чтение художественной литературы) и самостоятельной деятельности детей
3 этап – заключительный
Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей. Изготовить лэпбук «Математика для малышей»
Развивающая предметно-пространственная среда:
- Обучающие настольно-печатные игры по математике, мелкие конструкторы
- Геометрические мозаики, головоломки
- Занимательные книги по математике
- Тетради с математическими заданиями для самостоятельной работы
- Набор цифр, счетный материал, шаблоны с геометрическими фигурами и т. д.
Перспективный план по реализации проекта
- Что мы знаем о математике?
- Что мы хотим узнать?
- Что нужно сделать чтобы узнать?
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы «Кто и как считает время?», «Математика важна, математика нужна», «Математика в нашей жизни», с/р игры «Магазин», «Архитектор», «Аптека», «Стройка» и т. д.
Познавательное развитие:
- Занятие «Весёлая математика», «Порядковый счёт до 10»
- Математические викторины
Речевое развитие:
- Стихи, считалки
- Математический театр
- Пальчиковый театр
Физическое развитие:
Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счёта
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка и украшение цифр и геометрических фигур
- Аппликация: из геометрических фигур
- ИЗО: рисование цифр, геометрических фигур, раскрашивание раскрасок
Понедельник 13 марта
Утро: Беседа на тему «Как люди научились считать»
ИЗО: «Сказка про цифры «Страна Циферия».
2-я половина дня: «На зарядку становись». Цель - совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Материал : цифры от 1 до 10.
Прогулка: п/и «Тише едешь – дальше будешь! Раз! Два! Три!»
Вечер: «Городок для куклы» - повторить геометрические фигуры.
Вторник 14 марта
Утро: Инд. «Прятки». Закреплять счётные навыки, знания о числах (прятать цифры, дети отгадывают спрятанное число).
ФЭМП: занятие «Весна в гостях у ребят».
Прогулка: п/и «Семеро одного не ждут»
Вечер: чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель – приобщать детей к театру, закреплять умение соотносить количество с числом.
Среда 15 марта
Утро: беседа на тему «Как люди научились записывать цифры».
ИЗО: «Дома на нашей улице» (геометрические фигуры).
Вечер: чтение русской народной сказки «Теремок».
Четверг 16 марта
Утро: инд. «Собери сказку по цепочке из картинок «Теремок». Цель – закреплять умение соотносить количество с числом.
Аппликация: «Самолёт». Учить детей составлять по образцу из геометрических фигур (треугольник, квадрат, а так же повторить счёт.
2-я половина дня: игра «теремок». Цель – приобщать детей к искусству театра. Закреплять умение соотносить количество с числом.
Вечер: д/и «Собери дни недели». Цель – повторить с детьми дни недели, а так же рабочие дни, выходные.
Пятница 17 марта
Утро: беседа на тему «Для чего нужна математика».
ФЭМП: НОД «Порядковый счёт до 10».
Прогулка: «Сколько деревьев на участке» - повторить порядковый счёт.
Вечером6 д/и «Собери подсолнух» - счёт до 10.
Понедельник 20 марта
Утро: «Найди своё место». Цель – закреплять умение детей соотносить цифры с числом. Материал : стулья 10 шт, на них карточки с различными цифрами.
ИЗО: «Мой весёлый клоун» (использовать геометрические фигуры).
2-я половина дня: с/р игра с математическим содержанием «Магазин». Цели – упражнять детей в пересчитывании и подсчитывании предметов, денежных купюр в пределах 10; развитие интереса и уважения к профессии продавца, кассира, шофёра, грузчика, поведение в магазине. Материал : хлебобулочные и кондитерские изделия, овощи, фрукты, деньги, касса, чеки, машина грузовая, фартук, шапочка.
Вторник 21 марта
Утро: инд. «Назови сутки». Цель – закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Материал : карточки или плакат.
ФЭМП: НОД «Весёлая математика» - решение задач и примеров.
2-я половина дня: «Назови соседей числа». Цель – учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10. «Живые числа». Цель – упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.
Вечером: «Составь квадрат» - использовать геометрические фигуры треугольник и квадрат.
Среда 22 матра
ИЗО: «Поезд» - повторить с детьми геометрические фигуры и счёт до 10.
Прогулка: п/и «Два мороза»
Вечером: «Палочки Кьюзенера». Цель – учить детей делать несложные поделки.
Четверг 23 марта
Лепка: «Вылепи от 1 до 5», материал : пластилин, картон.
Прогулка: д/и «Сколько кустов растет на клумбе?»
2-я половина дня: оформление лэпбука «Математика для малышей».
Вечер: «Сложи из палочек». Цель – упражнять в составлении из палочек геометрических фигур.
Пятница 24 марта
Утро: Считалки, поговорки, загадки, которые содержат цифры.
ФЭМП: Конспект «Игра-путешествие в страну Математика»
Прогулка: п/и «Шесть кеглей».
Вечер: викторина «Всезнайка»
Задачи в стихах
Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два, малыш!
Сколько их, сообразишь? (2+2=4)
Под кустом у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать? (4)
У меня три подружки,
У каждой подружки по кружке.
Сколько кружек у моих подружек? (3)
Рада Алёнка –
Нашла два маслёнка!
Да четыре в корзинке!
Сколько всего грибов на картинке? (2+4=6)
Три яблока висят -
Одно сорвать ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать –
А сколько их останется (3-1=2)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют:
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки –
Сколько их под ёлкой? (3+3+3=9)
Задачки-шутки
На столе лежало 4 яблока
Одно из них разрезали пополам
И положили на стол.
Сколько яблок на столе? (4)
Задумай число до 5
Прибавь к нему два, я отгадаю
Какое число ты загадал.
Сколько получилось, если прибавил два?
Сколько ушей у пяти журавлей? (10)
Лягушонок, сколько будет
К одному прибавить два?
И ответил лягушонок: ква, ква, ква (3)
Эти пальчики зайчата
Первый спрятался куда-то,
Загибаем пальчик – раз
Сколько их теперь у нас?
На что похожи цифры:
1- Обломанный сучок
2- Утка
3- Ласточка
4- Перевернутый стул
5- Серп
6- Дверной замок
7- Кочерга
8- Два бублика
9- Кот с хвостом
Сказка «Страна Цифирия»
Дорога привела нас к сказочному домику. Теперь мы можем отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы». Ну что ж, давайте попробуем:
В небе парит ласточка (3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном. У крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замок (6) и открываем дверь. Вешаем одежду на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, сплетенными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке лежит кот, у которого хвост свисает справа налево (9). Поставили у стола перевернутый стул (4, поели бубликов и тронулись в обратный путь. Давайте попробуем нарисовать это всё. Нужно только, чтобы этот домик был математическим.
Считалки, скороговорки.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали:
Ку-ку-мак!
Убирай один кулак.
В один клин,
Клим колоти
Эне- бена, два полена,
Спички, печка, дым колечком
Я подул на уголёк,
Выходи на огонёк!
Возле грядки две лопатки,
Возле кадки два ведра.
Проплывали два дельфина,
Выгибали к небу спины,
Налетели с трёх сторон
Ты акула, выйди вон!
Три вороны на воротах.
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили:
И читать и писать,
И на лошади скакать.
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять
Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят.
Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек, туесок.
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей. (Сколько всего птичек)
Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
Три, шесть, девять –
Полно спать!
Солнышко давно уж встало,
Нам пора идти гулять!
Раз, два – голова,
Три, четыре – шубу шили,
Пять, шесть – кашу есть,
Семь, восемь – ложки носим,
Девять, десять – тесто месим.
Пословицы
• Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.
• Скупой платит дважды.
• Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
• Без четырёх углов изба не рубится.
• Лук от семи недуг.
• Весна да осень – на дню погод восемь.
Физкультминутки
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвой клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища).
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. (7 ёлочек и 7 кружков)
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Загадки
Много рук, а нога одна. (дерево)
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
Пять братьев – всем одно имя,
Годами равные, ростом разные. (пальцы)
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет. (Жук)
Приказало солнце: «Стой!»,
Семицветный мост крутой! (радуга)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (осьминог)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (девятка)
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (лук)