оксана сазонова
Проект «Занимательная математика» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность: среднесрочный
Возраст детей : старшая группа 5-6 лет.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Актуальность темы
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич)
Публикация «Проект „Занимательная математика“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе.
Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Был сделан математический кейс, в котором собраны разнообразные игры для решения арифметических задач, закрепления понятий «больше», «меньше», «равно», закрепления счета в пределах десяти, состава числа, моделирования геометрических фигур, ориентировки на плоскости.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.
Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи.
Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.
Постановка проблемы
В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал : головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта : создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта :
Образовательные:
- развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
- расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
Развивающие:
- формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;
способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
Воспитательные:
- формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;
- формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Предполагаемый результат:
- применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
- развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
- осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
Схема осуществления проекта
Виды деятельности Формы деятельности
Двигательная Подвижные игры:
«Классики», «Встань в обруч по одному, по двое, по трое…»
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин», «Покупал баран баранки»
(Приложение 1)
Продуктивная «Дорисуй по цифрам»
«Найди соседей»
«Нарисуй по заданию»
«Математические задания»
«Штриховка геометрических фигур»
Задание «Больше, меньше или равно»
(Приложение 2)
Коммуникативная Беседа:
«Зачем нужна математика»
- составление описательных рассказов по картинам»
- упражнение «Дополни предложение»
(Приложение3)
Чтение художественной литературы - Чтение сказки В. Катаев «Цветик семицветик»
- чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка»
- р. н. с. «Волк и семеро козлят»
- чтение рассказа В. Катаев «Четыре желания»
- чтение С. Маршак «Двенадцать месяцев»
- загадывание загадок
(Приложение 4)
Игровая Развивающие дидактические игры:
- «Сложи узор»
- «Веселый счет»
- «Математическое домино»
- «Математическое лото»
- «Какой фигуры не хватает»
- «Шашки»
- «Геоконт»
- «Пятнашки»
- «Построй из фигур»
(Приложение 5)
Работа с родителями Информационно - аналитические мероприятия
Выявить интересы, потребности, запросы родителей:
-Индивидуальные беседы;
-Анкетирование
Познавательные мероприятия
Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей
Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
(Приложение 6)
Приложение 1
Двигательная деятельность:
Подвижная игра «Классики»
На асфальте нарисованы классики (5 - 6).Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первый класс. Потом прыгает на двух ногах в первый класс, поднимает камушек и прыгает назад. Бросает камушек во второй класс, а сам прыгает сначала в первый класс, а из него во второй. Так же само поднимает камушек и прыгает через первый класс. Затем бросает в третий класс и так дальше, пока не выйдет за линию класса. После этого начинают прыгать остальные дети. Когда очередь подойдет снова к первому ребенку, он берет свой камушек и бросает в тот класс, в который раньше не попал. Так по очереди играют все дети. Выигрывает тот ребенок с группы, который пройдет все классы первым.
«Встань в обруч по одному, по двое, по трое…»
Игры с обручем способствуют формированию правильной осанки, улучшают состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости… Также эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости и выносливости) и помогают ориентировке в пространстве, влияют на формирование нравственно-волевых качеств (выдержки, настойчивости, взаимовыручки, дисциплинированности и т. д., воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, развивают реакцию на сигнал, способствуют умению согласовывать движение различных частей тела.
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин»
«Покупал баран баранки»
Приложение 2
Продуктивная деятельность
«Дорисуй по цифрам»
Подобное увлечение в игровой форме облегчит процесс изучения цифр. Все взрослые знают, что дети лучше усваивают информацию играя. Определённая область на картинке имеет номер, и предполагает использование конкретного цвета. Этот метод раскрашивания хорош тем, что в сознании ребёнка происходит упорядочивание и соотношение цифр и цветов. Немаловажным является и тот факт, что у дошкольников и младших школьников в процессе работы над картинкой вырабатывается усидчивость, внимательность. Здесь недопустимо изменять цвет у конкретного номера. Иначе произойдёт диссонанс. Конечно, в первое время могут происходить сбои, но в процессе совместной работы они будут сходить на нет. Умные раскраски давно уже признаны во всём мире и ценятся среди людей, занимающихся воспитанием детей.
«Найди соседей»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы : карточки с цифрами.
Ход игры: Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 7…. и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, семь и т. д.) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, семь» (Дети обосновывают свой ответ.)
«Нарисуй по заданию»
«Математические задания»
Штриховка — одно из самых полезных упражнений для детей, которое, кроме развития мелкой моторики руки, имеет много различных плюсов.
- укрепляет мышцы детской руки;
- способствует концентрации внимания;
- развивает умение ориентироваться на плоскости;
- вырабатывает аккуратность, усидчивость;
- учит регулировать нажим карандаша;
- приучает ребёнка действовать по установленным правилам;
- способствует развитию мышечной памяти;
Я в своей работе для штриховки использую трафареты с геометрическими фигурами. Необходимо ребенка научить обводить фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы и образы. Это очень полезно не только для развития мелкой моторики, а также для формирования наглядно-образного мышления.
«Больше меньше или равно»
Приложение 3
Коммуникативная деятельность
Беседа с детьми «Зачем нужна математика»
Цель: Определить значимость математики в жизни людей.
Воспитатель: ребята, помогите мне найти ответ на один сложный вопрос – зачем в нашей жизни нужна математика? Кто мне даст ответ?
Варианты ответов детей
Воспитатель:
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)
Котлеты
Папа, мама, братик, я -
Вот и вся у нас семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас?
(8 котлет)
Квадрат
Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
(5 свинок)
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
(6 малышей)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
(7 цветов)
воспитатель: молодцы, ребята! Вижу я, хорошо вы знаете математику. Спасибо, что помогли мне найти ответ на мой вопрос.
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину.
Понимать значение: "Равный",
"Больше", "Меньше", высоту.
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Воспитатель: ребята помните о том, чему учит математика.
Упражнение «Дополни предложение»
Не обязательно учить стихотворения наизусть, вместо этого можно предложить ребенку подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он. (один)
Подобные задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы.
К стихотворениям о геометрических фигурах, цветах и временах года рекомендую подобрать или нарисовать иллюстрации, чтобы ребенок воспринимал информацию не только на слух, но и зрительно.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его. (Квадрат)
Приложение 4
Чтение художественной литературы
Загадки:
Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти. Дети легко обучаются в игровой форме, а применение веселых математических загадок позволяет заинтересовать малыша и вовлечь его в занятия.
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)
Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)
Упал орех у тропинки,
Разбился на две половинки.
Никак не поделят три ворона
Две половинки поровну.
Но тут - такая потеха!
Упало еще два ореха
И тоже на две половинки
Разбились у той же тропинки.
Теперь-то три черных ворона
Добычу поделят поровну!
Желаем им в этом успехов!
Но каждому ворону,
Ежели поровну,
Сколько досталось орехов?
(по одному ореху)
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
(ни одного)
По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут?
(ни одного)
У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
(1 мандарин)
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
(1 голубь)
Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок?
(1 сорока)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
(2 карандаша)
Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать -
А сколько же останется?
(2 яблока)
Приложение 5
Игровая деятельность.
Развивающие дидактические игры:
«Сложи узор»
«Математическое домино»
«Шашки»
«Геоконт»
«Пятнашки»
«Построй из фигур»
Приложение 6
Работа с родителями
«Анкетирование»
Анкета для родителей
«Математика для развития Вашего ребенка»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Совместная работа детского сада с семьей – важное условие правильного математического развития детей. Поэтому просим Вас ответить на несколько вопросов.
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?___
1. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду :
• научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
• научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
• подготовить детей к обучению в школе;
• развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
___
___
2. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?
___
___
3. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?
___
___
4. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
___
___
5. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?
___
___
6. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
___
___
7. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но крайне скудная;
в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
г) я не обращаю на нее внимание;
д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж)наглядная информация интересна и полезна для меня.
8. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?
Консультация
«Использование игровых шуток в свободное время»