Елена Виникевич
Проект «Занимательная математика» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – гимнастика ума.
Логично мыслить учит нас она.
Из всех наук важнейшая,
Мудрая, точнейшая.
Введение
Ребенок, который ещё не умеет читать и считать, не знает цифр, на своих пухлых пальчиках может показать, сколько ему лет. Взяв в руки, какой – то круглый предмет, он представляет перед собой руль, который может катиться.
А вот забавная считалка:
Точка-точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка-палка, огуречик,
Публикация «Проект „Занимательная математика“ для дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вот и вышел человечек.
И ребенку интересно и занимательно, он распознает математические понятия.
Как известно, математика – это царица всех наук. И это немудрено. Поскольку все точные науки сосредоточены на вычислениях. Однако это вовсе не означает, что всё в этом царстве скучно и занудно. Все привыкли считать, что математика это скучная, трудоёмкая работа. Великие математики – умные, немного скучные люди, которые были зациклены на математике. Но на самом деле это не так! В своём проекте я докажу, что математика очень увлекательная, занимательная наука. Изучая математику можно весело и интересно провести время, узнав много нового и интересного.
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упустить случая, сделать его немного занимательным» - это высказывание принадлежит выдающемуся французскому математику Блезу Паскалю.
Гипотеза: я считаю, что математика интересный и занимательный предмет.
Паспорт инновационного проекта
Тема инновационного проекта : «Занимательная математика» по познавательному развитию.
Вид проекта : познавательно-игровой.
Срок реализации: краткосрочный ( 3месяца: март, апрель, май).
Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы).
Актуальность проекта : Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в ООД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия
Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Этапы реализации (краткая характеристика инновационного проекта) : подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Постановка цели и задач проекта.
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
Изготовление развивающих игр по математике.
Составление плана основного этапа проекта.
Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
Привлечение родителей к совместной работе над проектом :
творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
Проведение анкетирования родителей.
Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
Основной этап:
ООД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
ООД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
ООД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
Конструирование.
Работа со счетными палочками.
Рисование геометрических фигур на манке
Дидактические игры с математическим содержанием : «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
Пальчиковые гимнастики.
Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».
Заключительный этап:
Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
Беседа «Чем мне интересны математические игры».
Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
Обработка и оформление материалов проект
Краткая характеристика инновационного проекта :
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:
- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием : «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики и т,д. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания :
«Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
«Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 10; закреплению знаний о геометрических фигурах.
«Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
«Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
«Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
«Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
«Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены : уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.
Область изменения: В результате выполнения проекта предполагается положительная динамика и проявлении любознательности в познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности. В формировании первичных представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Продукт деятельности инновационного проекта :
Проект определил систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием, с развитием логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
С формированы математические представления и элементы логического мышления, в совместной деятельности взрослого и ребенка, и в самостоятельной деятельности.
Создан блок развивающих игр математической направленности, способствующих успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирующий развитие творческого воображения, воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Данные развивающие игры пользуются большим спросом и используются в самостоятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и в совместной деятельности с родителями дома.
Ожидаемые результаты
Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых работ с детьми и родителями.
Для реализации данного проекта, необходимо обеспечение различными материалами и пособиями.
1. Оформление уголка «Занимательная математика».
2. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, доказывать правильность суждений.
3. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса.
Заключение
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Так же способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала, вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо” и другие).
Список литературы
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Белошистая А. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
3. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ : Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2005. 320 с.
4. Белошистая А. В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2005. 256 с.
5. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
6. Белошистая А. В. Формирование математических способностей : пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
7. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
8. Давидчук А. Дошкольный возраст : развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
9. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 1. / Н. А. Курочкина, Б. Лейкина, В. И. Логинова и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1988. 256 с.
10. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т. И. Ерофеевой. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
11. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.
12. Ерофеева Т. Н., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М., 1997.
13. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
14. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.
15. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой : методическое пособие для педагогов / Т. И. Ерофеева. М. : Просвещение, 2006.112 с.
16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. 414 с.
17. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет : Методическое пособие к рабочей тетради. М. : ТЦ Сфера, 2004. 88 с.
18. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
.