Мария Лановая
Проект «Загадочное путешествие с Незнайкой» подготовительная группа (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Загадочное путешествие с Незнайкой»
(6-7 лет)
Актуальность проекта
Современные дети мало интересуются темой космоса, но они получают минимум знаний в основном из мира фантастики, мультфильмы, фильмы, там, где персонажами являются космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа. Все герои, как правило, являются вымышленными и в большинстве случаев дошкольников вводят заблуждения, и тем самым вызывают у детей отрицательные эмоции, способствующие в дальнейшем страхи, фобии.
Публикация «Проект „Загадочное путешествие с Незнайкой“ подготовительная группа (6–7 лет)» размещена в разделах
Не смотря, на это дети, старшего дошкольного возраста очень любознательны, у них возникают много вопросов, например
"Почему небо такое высокое?",
"Почему солнышко такое круглое?",
"Почему днем нет звезд, а ночью есть?"
"На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю?» и т. д.
Дети задают, очень много вопросов о полетах в космос, далеких и неизведанных планетах солнечной системы.
Все и другие вопросы о космосе, мы должны изучить совместно с детьми и родителями через занимательные игры, беседы, наблюдения, лепки, аппликации, рисования и т. д.
Таким образом, нам как педагогам важно, создать познавательно – творческий проект, и грамотно выстроить работу по формированию первоначальных представлений, о космосе, о первом полете человека в космос, о космонавтах, солнечной системе. Проект о космосе вызывает интерес у воспитанников, а Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Вераксы предусматривает знакомство детей с космической темой в подготовительной группе в ограниченном объеме.
Интеграция областей:
В нашем проекте взаимодействуют все пять областей знаний
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие».
Паспорт проекта для воспитанников
подготовительной группы
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Тип проекта: информационный, познавательный, творческий.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: 2 неделя (05.04.2021-16.04.2021)
Материалы и оборудование:
Материально-техническая база:
- Проектор
- Экран
- ноутбук
Художественно-эстетическое развитие
- Краски: гуашь, акварель
- Кисти
- Пластилин
- Втулки
- Цветной картон
- Цветная бумага
- Клей ПВА
- Клей карандаш
- Альбомы
- раскраски о космосе.
Познавательное развитие
- иллюстрации планет Солнечной системы,
- презентация: «Как человек космос осваивал»
- плакат с изображением нашей планеты
- плакат с изображением ракеты;
- -дидактическая игра «Собери созвездие»
Чтение художественной литературы:
- мультфильмы: «Тайна третей планеты», «Белка и Стрелка»
- рассказы: В. Бороздин «Звездолетчик»
- стихотворения: О. Ахметова «В космосе так здорово!»
- Рассказ Н. Носова «Незнайка на луне»
- Р. Алдонина «Звезды»
- С. А. Есенин «Звезды»
- Г. Бойко «Мы собираемся в полет»
- загадки о космосе
Цель: формирование первичных представлений о космосе, солнечной системе, о планетах, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
3. Познакомить и расширить знания о космонавтах
4. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
5. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
6. воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
7. Привлечь родителей к совместной деятельности.
8. Привлечь родителей к участию в проекте, путем организации творческих работ «космическое путешествие»
Предполагаемый результат: Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, развитие активной, самостоятельной, творческой личности. Дети подготовительной группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД. Воспитания патриотического чувству дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.
Этапы реализации проекта
Этапы Реализация проекта
1 этап:
подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о проектной деятельности
3. Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
4. формулирование целей и задач проекта;
5. Подбор мультимедийных презентаций, фотографий.
6. Подбор мультфильмов на тему космоса.
7. Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
8. Составление картотеки подвижных игр и сюжетно – ролевых игр на заданную тематику.
9. Подготовить консультацию для родителей: «Как познакомить дошкольника с космосом»
2 этап:
Основной
1. Проведение недели космоса
2. Знакомство детей с понятиями “космос”, “космическое пространство”
3. Беседа с детьми на тему: «Земля – наш дом во Вселенной». «Что такое солнечная система».
4. Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, проведение занятий
5. Организация продуктивной деятельности детей по теме «Космос».
• Рисование нетрадиционной техникой мокрой акварелью «мой удивительный космос»
• Лепка «ракета» «космонавт»
• Аппликация «Ракета»
• Рисование гуашью «Космос»
6. Подготовка музыкального развлечения с сопровождением музыкального работника
7. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап:
Заключительный
1. Выставка поделок и рисунков по теме «космос» привлечением родителей;
2. Организация выставки «детских рисунков», поделок;
3. Проведение музыкального развлечения с сопровождением музыкального работника;
4. Коллективная работа «полет в космос»;
5. Участие в конкурсах на разных уровнях
Реализация проекта по образовательным областям
Образовательные области Формы и методы организованной совместной деятельности
Познавательное развитие
(мир природы, окружающий мир) Тема: «Что такое Космос, Вселенная?»
Цель: дать детям представление о планетах
солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Задачи.
1. Познакомить детей с основными планетами.
2. Развивать умение слушать, высказывать свои предположения и знания о космосе и вселенной.
3. Формировать представления о планете, о строении солнечной системы.
4. Воспитывать и развивать любознательность, логическое мышление.
Утренние режимные беседы:
• Беседа с детьми на тему: «Земля – наш дом во Вселенной». «Что такое солнечная система».
• Рассказ по презентации.
• Загадывание загадок о ракете и космонавте. Искусственный спутник Земли.
• Собака Лайка. 12 апреля 1961год.
• Первый полет в космос. Юрий Гагарин
• Рассматривание альбома: «Человек, Земля, Вселенная».
• Рассматривание «Карты звёздного неба».
• Беседы о космическом пространстве, космонавтах, инопланетянах.
• Чтение стихов на тему: «Космос»
• Беседа по презентации: «День космонавтики». Свободное общение
• «Почему Луна не падает на Землю»
• «Зачем нужны сегодня искусственные спутники Земли?»
• «Что осуществляют спутники связи для передачи информации?»
• «Центр подготовки космонавтов в Звездном Городке, расскажите, что вы запомнили?»,
• «Кого берут в космонавты?»
Цели:
1. познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина;
2. расширить представление о современных профессиях;
3. рассказать о работе в космосе космонавтов в наши дни.
уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений) НОД по ФЭМП «Большое космическое путешествие»
Цель:
Учить детей ориентироваться на плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», употреблять слова «ближе», «дальше».
Задачи:
Упражнять детей в счёте в пределах 10, закрепить знания цифр. Воспитывать внимание, усидчивость.
Закрепить умение выкладывать из геометрических фигур и счетных палочек, предмет (ракету).
НОД Тема: «Полёт в космос».
Задачи:
• Создать условия для закрепления знаний детей по теме «Числа и цифры» в пределах от 1 до 10 с учётом дифференцированного подхода через дидактические игры.
• Формировать умение производить арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10.
• Проверить прочность сформированных умений соотносить количество предметов с цифрой, знаний состава числа 6 из двух меньших чисел на наглядной основе.
• Способствовать закреплению навыков ориентации на плане, определяя расположение предметов на листе бумаги.
• Упражнять в умении определять точное время по часам
Речевое развитие Тема: ««Показ презентации:
День космонавтики и знакомство с первым космонавтом Ю. А. Гагариным»
Задачи. Формировать умение составить рассказ.
1. Совершенствовать навыки связной речи.
2. Обогащать познания в области космонавтики; развивать слуховое восприятие.
3. Развивать умение пользоваться презентацией, опираясь только на слайды (картинки);
отражать свои впечатления от литературного произведения, используя различные изобразительные материалы.
5. Воспитывать патриотизм за своих героев страны.
Чтение художественной литературы:
• Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
• П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
• Н. Носов «Незнайка на Луне»
Чтение и заучивание стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, пословицы о космонавтах.
Отгадывание загадок по тематике проекта.
Активация словаря: иллюминатор, космонавт, скафандр, черная дыра.
Социально-
коммуникативное
развитие Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Воздух»
Задачи:
1. Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.
2. Опыты с воздухом.
3. Расширить первоначальные
представления о строении солнечной системы, пробуждать интерес к познанию окружающего мира.
4. Развивать мышление, фантазию, умение
пользоваться литературой, интернетом для получения знаний.
5. Формировать умение работать в парах, в подгруппе.
6. Развивать двигательную активность,
умение придумывать подвижные игры с правилами
Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Огород на подоконнике»
Задачи:
1. Формировать у детей знания о влиянии факторов окружающей среды на живую природу (тепло, свет, вода, почва).
2. Совершенствовать знания об объектах живой и неживой природы.
3. Воспитывать положительное отношение к окружающей среде.
4. Создать условия для работы в опытно-экспериментальной лаборатории.
Сюжетно-ролевые игры:
• «Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
• «Полет в космос»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников
• «Космическое путешествие»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
Дидактические игры и упражнения:
• «Чья команда быстрее соберется»
• «Мозговой штурм»
• «Назови соседей числа»
• «Куда летят ракеты»
• «Назови лишнее слово»
• «Кто запомнит»
• «Разрезные картинки»
• «Кому что нужно»
• «Найди свою планету»
• «Какие предметы космонавт возьмет с собой»
• «Профессии»
• «Космос»
• «Собери космический корабль»;
Художественно - эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций с изображением космического пространства, Солнечной системы и ее планет, космонавтов.
НОД. Рисование на тему: «Космическая фантазия».
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей, через нетрадиционные техники рисования, привитие любви к творчеству.
Задачи:
1. Знакомить с приёмами окрашивания бумаги акварелью по мокрому;
2. Развивать чувство ритма в композиции;
3. Способствовать творческой самореализации;
4. Воспитывать аккуратность.
НОД. Лепка на тему: «Ракета и космонавт»
Цель:
Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Задачи:
- Продолжать учить передавать форму, пропорции предмета;
- пластичность движения в лепке;
- передавать характерные движения человека.
- Закреплять умение лепить предметы из цельного куска пластилина и по частям.
- Совершенствовать умение выполнять последовательно все этапы работы.
НОД. Конструирование из бумаги. «Ракета»
Цель: расширять представления детей о космосе. Формировать умение создавать объемную конструкцию Ракеты из бумаги, используя схему и образец.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить названия геометрических фигур:
круг, прямоугольник, треугольник; деталей конструктора: конус, цилиндр, куб.
• Учить детей приёму закручивания прямоугольника в цилиндр, круга в конус.
Развивающие:
• развивать конструкторские навыки, способность передавать выразительность композиции, используя особенности бумаги как конструкторского материала.
• Развивать пространственное мышление, воображение, умение делать умозаключения.
• Формировать критическое отношение к своим действиям, объективно оценивать свою работу и работу товарищей.
• Воспитательные:
• воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
• Воспитывать аккуратность в работе с клеем и ножницами, самостоятельность, инициативность.
• Воспитывать желание оказывать помощь товарищу.
Физическое
развитие
Провести беседу о здоровом образе жизни.
Подвижные игры:
- «Путешествие в космос»
- «Постройка ракеты»
- «Ждут нас быстрые ракеты»
- «Невесомость»
• Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
- Игры с выносными игрушками
- П/и “Ловишки“
Цель: развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку.
Индивидуальная работа (упражнение “Ручейки”).
Космические физкультминутки;
разминка «ракета»; «мы летим»
пальчиковая гимнастика «Луноход».
Утренняя зарядка «мы готовы к настоящему полету»
Новые слова: “космос”, “космическое пространство” «Солнечная система»» космическое явление», “звезды”, “планеты”, “кометы”, “спутники”.
Работа с родителями:
- Активное участие в подборе книг
- Иллюстраций
- Энциклопедий
- аудио и видеоматериалов о космосе.
- Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе»
- Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос»
- Папка-передвижка для родителей «КОСМОС»
- Консультация для родителей на тему: «Знакомим ребенка с космосом».
- Папка – передвижка: «12 апреля – День космонавтики».
- Выставка поделок
Вывод:
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные непосредственно - образовательные занятия, игры и упражнения объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну, и за своего земляка Ю. А. Гагарина. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, а также делятся своими знаниями родителям. Повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой, а также повысился уровень продуктивной творческой деятельности, таких как рисование, лепка, конструировании.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Загадки для подготовительной группе
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Луноход)
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски… (Космонавт)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая ракета… (Ракета)
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (Ракета.)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего. (Звезды.)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете –
На орбите как назло
Появилось … (НЛО).
Дидактическая игра «Что возьмем с собою в космос».
Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.
Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
«Мозговой штурм»
Модель трех вопросов о космосе
Что мы знаем о космосе? Что мы хотим узнать о нем? Что нужно сделать, чтобы узнать?
-знаем 12 апреля – день Космонавтики;
-первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин;
-знаем, что в Солнечной системе девять планет.
-о жителях другой планеты;
- живет ли кто-то на Луне;
-о профессии космонавта, об их функциях;
-что такое метеор, комета, астероид;
- кто же в России придумал первую ракету;
-что за звезды в ночном небе, почему они такие яркие;
-почему Луна не падает, а звезды падают;
-почему Солнце горячее;
-почему нельзя достать до неба? - попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
-прочитать в энциклопедии о космосе;
-попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах;
-приобрести с помощью родителей познавательный материал и художественную литературу.
Ситуативные разговоры, педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора:
-Почему глобус устроен так, что его можно вращать?
-Если глобус был бы другой формы?
-Как вы думаете, на Луне есть леса, луга, животные и растения? Почему?
-Если был бы космонавтом, кого бы взял с собой?
-Как же узнать, глядя на месяц, растет он или убывает?
-Можно ли совершить космическое путешествие на воздушных шариках?
Физминутка «Ракета»
В небе ясном солнце светит, Поднимают на носочках руки вверх
Космонавт летит в ракете. Соединяют пальцы рук над головой.
А внизу леса, поля, Приседают.
Расстилается земля. Разводят руки в стороны.
***
Мы летаем высоко, Ходьба на носочках, руки вверху
Мы летаем низко, Ходьба на пятках, руки внизу.
Мы летаем далеко, Легкий бег по кругу.
Мы летаем близко. Легкий бег на месте
Разминка «Мы летим»
На ракете мы летим, Бегут, руки в стороны.
Стать мы умными хотим.
Руки к небу потянулись, Потягиваются.
Дети к звездам улыбнулись.
О профессиях узнаем, Выполняют повороты туловища
На планетах побываем.
Общеразвивающие упражнения.
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким.
Утренняя зарядка
«мы готовы к настоящему полету»
1. «Взлетают вверх ракеты»
И. п. о. с. 1- руки через стороны вверх 3 хлопка над головой 2. и. п.
2. «Ракета в космосе»
И. п. Ноги на ширине плеч, прямые руки над головой, ладони сомкнуть.
1- наклоны вправо; 2-и. п. 3-наклоны влево. 4-и. п
3. «Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают»
(имитация надевания скафандра).
4. «В невесомости летим» Упражнение на равновесии. И. п. о. с. руки в стороны. Поднять то правую, то левую ногу, согнутую в колене 6 раз.
5. Быстро- быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» остановитесь с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Покажите. -2р Мы готовы к настоящему полёту.
«Ракета»
И. п. : основная стойка, палка внизу. 1 – палка вверх, 2 – опустить за голову; 3 – палка вверх; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
«Невесомость». И. п. : основная стойка, палка вверху, руки прямые. 1 – присесть, палку вперед; 2 – вернуться в исходное положение (6-7 раз).
«Пульт управления». И. п. : стоя ноги врозь, палка внизу. 1-2 – поворот туловища вправо, руки прямые, колени не сгибать; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же влево (5-6 раз).
«Взлет – посадка». И. п. : основная стойка, палку вверху, руки прямые. 1- присесть, палку вперед; 2- вернуться в исходное положение (6-7 раз).
«Болтанка». И. п. :– основная стойка, палка у груди в согнутых руках. 1 – правую ногу в стону на носок, палку вверх; 2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (5-6 раз).
Использованная литература
Книга одного автора.
Батурина, Е. Г. Сборник игр к “Программе воспитания в детском саду”. Изд. 3-е, перераб. И доп. М. ,”Просвещение №, 1974 г. 127 с.
2. Гальперштейт, Л. Я. Моя первая энциклопедия. Научно. – поп. издание для детей. – М., ООО”Росмэн – Издат”, 2001. – 255с.
3. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. М. : «Лист», 1999.
4. Поглазова О. Т. Окружающий мир. М. : ИНПРО-РЕС.
5. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М. : LINKA-PRESS, 1998.
6. Синицына Е. Сказочная географическая азбука. М. : «Лист», 1999.
Книга двух авторов.
Волчкова, В. Н. ,Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие / В. Н. Волчкова,Н. В. Степанова. - Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2008. – 207 с.
Паникова, Е. А. Беседы о космосе / Е. А. Паникова, В. В. Инкина. – М. :ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка /– 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1999.- 944с.
Книга трех авторов
Веракса, Н. Е От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – Москва. Мозаика – Синтез, 2010. – 301с
Статьи из журнала
Богина, М. Ю. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / М. Ю. Богина // Музыкальный досуг 2009. - №4. – С. 69-71
Комкова,Г. Ребенок в детском саду / Г. Комкова // Уроки Звездочета. – 2011. - №2. – С 35-36.
Комкова,Г. Ребенок в детском саду / Г. Комкова // Уроки Звездочета. – 2011. - №2. – С 37-38.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 1998 г, стр. 63; №8 – 1996г стр. 4
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» стр. 69, №4 -2009г.
3. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №2 2009г стр.
4. Журнал «Ребенок в детском саду» №2 2011