Нина Малахова
Проект «Юный математик» по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Юный математик» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет на 2019–2020 учебный год
Воспитатель: Малахова Н. А
2019 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Юный математик“ по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учтом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика проекта учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа проекта «Юный математик» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа математического проекта «Юный математик» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой. М. А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программа
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, математический
Продолжительность проекта : учебный год (04.09.2019– 27.05.2020 г.) Участники: воспитатели, дети, родители.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Целью программы проекта является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей.
• развитие личностных качеств
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Основными принципами программы математического проекта являются :
• умственного развития дошкольника.
• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации проекта :
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов
В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.
Работа распределяется по разделам :
• Количество и счет,
• Ознакомление с геометрическими фигурами,
• Определение величины.
• Ориентировка во времени и в пространстве.
• Решение логических задач.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребнка. В этой фазе, т. е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Преемственность.
Программа проекта предполагает :
• Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
• Формирование личности ребенка.
• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Обучения (старшая группа).
Особенности детей.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т. д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки, эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях : радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляци.
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 5-6 лет.
Дата Тема занятия Программное содержание
занятия
04.09 Мониторинг
11.09 Мониторинг
18.09 «Продолжи Цель: закрепить пространственные
закономерность» отношения: на, под, над.
25.09 «Продолжи Цель: закрепить пространственные
закономерность» отношения: на, под, над.
02.10 «Считай не ошибись!» Цель: усвоение порядка следования
чисел натурального ряда, упражнение в
прямом и обратном счете
09.10 «Найди предмет такой же Цель : соотнесение формы предмета с
формы», геометрической фигурой.
18.10 «Четвертый лишний» Цель: закрепление пространственные
отношения: справа, слева.
23.10 «Подбери обувь» Цель: сравнение предметов по всем
показаниям величины
31.10 «Третий лишний» Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов
06.11 «Сколько геометрических Цель: закрепление названий
фигур?» геометрических фигур, знания их
особенностей
13.11 «Лабиринт. Дорисуй Цель: развивать пространственные
картинку». представления, умение обобщать.
20.11 «Лабиринт. Дорисуй Цель: развивать пространственные
картинку». представления, умение обобщать.
27.11 «Дорисуй и раскрась» Цель: закрепить отношение: часть -
целое.
04.12 «Разложи лекарства» Цель: закреплять порядковый и
количественный счет, закреплять
умение соотносить цифру с
количеством предметов. Повторить
свойства предметов, форму
геометрических фигур, актуализировать
умение выражать свойства предметов в
речи
11.12 «Самый внимательный. Цель: развивать зрительную память,
Выложи по образцу». умение моделировать. Развивать
логическое мышление
18.12 «Что сначала, что потом? Цель: развивать умение понимать
Покажи одинаковые последовательность, наблюдательность,
цифры». умение видеть закономерность
25.12 «Что сначала, что потом? Цель: развивать умение понимать
Покажи одинаковые последовательность, наблюдательность,
цифры». умение видеть закономерность.
15.01 «Разные дома. Забор» Цель: развивать умение делить
предметы на 4 части. Сравнение целого
и части.
22.01 «Продолжи Цель: закрепить закономерности
закономерность»
29.01 «Какой домик лишний и Цель: закрепить представление о
почему?» многоугольниках
5.02
«Какой домик лишний и «Укрась коврик»
почему?» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений
Цель: закрепить представление о многоугольниках
12.02 «Круглый год» Цель: закрепление названий месяцев в
году.
19.02 «Математическое домино» Цель: развивать умение соотносить
число и количество предметов.
Развивать внимание, воображение,
наблюдательность.
26.02 «Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание,
наблюдательность, умение
сопоставлять. Логическое мышление.
04.03 «Поменяй признак» Цель: закрепить пространственные
отношения: внутри - снаружи.
11.03 «Логические цепочки» Цель: закрепить представление о
числовом отрезке
18.03 «Найди лишний предмет. Цель: развивать умение
Закончи рисунок». классифицировать и обобщать,
развивать логическое мышление,
умение ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
25.03 «Кого надо нарисовать? Цель: развивать наблюдательность,
Найди похожие круги. Какая логическое мышление, умение делать
фигура будет последней»? умозаключения.
1.04 «Обведи дорожки» Цель: закрепить пространственные
отношения: впереди - сзади.
8.04 «Найди нужную деталь. Цель: развивать внимание,
Построй домик». наблюдательность, умение соединять
детали, умение концентрировать
внимание.
15.04 «Составь задачу и запиши» Цель: развивать умение решать задачи.
Закрепить порядковый счет. Повторить
изученного материала.
22.04 «Опыты с кольцом и листом Цель: познакомить с понятием
Мебиуса» бесконечность, со свойствами
полученных в результате опытов фигур.
29.04 «Что сначала, что потом» Цель: закрепить временные отношения:
раньше - позже
06.05 «Задачи-шутки. Найди Цель: упражнять в решении загадок-
похожие кораблики. задач и задач-шуток. Развивать умение
Соедини их вместе». сопоставлять, наблюдательность,
внимание.
13.05 «Раскрась так же» Цель: закрепить сравнение групп
предметов по количеству.
20.05 «Путешествие по комнате» Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под, и т. д.
27.05 Мониторинг
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 5-6 лет :
• Считает (отсчитывает) в пределах 10.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
• Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
• Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
• Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
Обучения (подготовительная к школе группа).
Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
Дата Тема занятия Программное содержание
занятия
05.09 Мониторинг
12.09 Мониторинг
26.09 «Где находится предмет?» Цель: развивать умение определять
расположение предмета в пространстве
03.10 «Посчитай и обозначь Цель: закреплять умение соотносить
цифрой» количество предметов с
соответствующей цифрой.
10.10 «Раздели на группы» Цель: развивать умение делить
множества на части, в которых
элементы отличаются каким-либо
признаком, объединять части в целую
группу, дополнять, удалять из
множества части.
17.10 «Засели домики» Цель: закрепление знаний по
образованию чисел, навыков
количественного счета в пределах 10.
24.10 «Какой по счету?» Цель: закрепление навыков
порядкового счета, уточнение
представлений о взаимном
расположении предметов в ряду : слева,
справа, до, после, между, перед, за,
рядом.
31.10 «Какой по счету?» Цель: закрепление навыков
порядкового счета, уточнение
представлений о взаимном
расположении предметов в ряду : слева,
справа, до, после, между, перед, за,
рядом.
07.11 «Какое число больше?» Цель: развивать умение сравнивать
смежные числа.
14.11 «Найди нужный предмет» Цель: упражнять в подборе предметов
по слову, обозначающему форму.
21.11 «Раздели на части»
Цель: уточнение приемов деления
Предметов на две,
четыре и восемь равных частей;
установление отношения целого и части
28.11 «Чего больше?» Цель: сравнение и измерение длины
предметов (отрезков прямых линий) с
помощью условной меры (бумаги в
клетку). Развитие понимания результата
измерения длины от величины меры
05.12 «Больше или меньше?» Цель: закреплять знания о знаках: <,
>, развивать умение обозначать
количество предметов знаками.
12.12 «Мы исследователи» Цель: развивать умение измерять объем
жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры. Развитие понимания
зависимости результата измерения
объема от величины меры.
19.12 «Назови фигуру и ее Цель: развитие представлений о
свойства. Сложи узор из геометрических фигурах. Сравнение,
счетных палочек». зарисовка, видоизменение фигур;
моделирование фигур из частей и
палочек.
26.12 «Магазин» Цель: продолжать знакомить с
монетами различного достоинства.
09.01 «Создай картину» Цель: развитие ориентировки на
плоскости (лист бумаги, доска,
страница книги, тетради). Уточнение
понятий: вверху – внизу, слева – справа,
выше – ниже, правее – левее, правый
верхний угол, левый нижний угол, в
середине, во круг и т. д.
16.01 «Который час?» Цель: развивать умение определять
время по часам.
23.01 «Двигаемся по команде» Цель: развивать умение изменять
направление движения по заданию
педагога.
Упражнять в воспроизведении
движений по названному числу.
30.01 «Что за чем следует?» Цель: развивать умение увеличивать и
уменьшать число на один, обозначать
цифрой.
06.02 «Займи свое место» Цель: Развивать умение
ориентироваться в пространстве с
помощью плана групповой комнаты.
13.02
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой…» Цель: Продолжать развивать умения
моделировать отношений между
числами числового ряда
20.02 «Назови слова с Цель: закрепление понятий : широко-
противоположным узко, далеко – близко, выше-? Меньше-
значением»? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и
т. д.
27.02 «Измерь» Цель: развивать умение измерять длину
отрезка с помощью мерки (мерка равна
длине 2 клеток).
06.03 «Сравни» Цель: упражнять в сравнении смежных
чисел, используя знаки< >.
13.03 «Сколько нас без одного?» Цель: продолжать развивать умение
составлять арифметические задачи и
понимать смысл того, к каким
количественным изменениям приводит
практические действия с предметами, о
которых говорится в задаче.
20.03 «Реши задачу» Цель: закрепление знания структуры
задачи ( понятия: условие, вопрос).
Придумывание задач детьми; решение
задач используя цифры и
математические знаки.
27.03 «Найди спрятанную Цель: умение ориентироваться в
игрушку» пространстве с помощью плана
групповой комнаты. находить
спрятанную игрушку.
03.04 «Что за чем следует» Цель: закреплять знание времен года,
месяцев и дней недели
10.04 «Составь задачу и запиши» Цель: развивать умение составлять и
решать арифметические задачи в одно
действие на сложение и вычитание.
Знакомство со способами вычислений.
Запись задач с использованием цифр и
арифметических знаков (+, -, =).
17.04 «Опыты с кольцом и листом Цель: познакомить со свойствами
Мебиуса» геометрических фигур полученных в
результате их деформации.
24.04 «Разделите на 2 равные Цель: развивать умение работать в
группы». парах, следить за выполнением задания.
01.05 «Заблудившиеся цифры» Цель: продолжать развивать умения
(модель логического древа моделировать отношений между
(две ветки). числами числового ряда при помощи
моделей типа логического древа.
08.05
«Запиши при помощи цифр»
Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков
15.05 Развлечение «Юные Цель: закрепление изученного
математики» материала.
22.05 Мониторинг
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
• Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
• Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Источники:
• Е. В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
• Носова Е. А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
• Михайлова З. А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб. : Детство-
ПРЕСС, 2001.
• Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
• Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
• Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
• Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М. ,
2007.
• Новикова В. П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
• Зайцев В. В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
• Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М. : ГНОМ и Д,
2001.
• Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
• Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.
• Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.