Анастасия Ененко
Проект по развитию творческого мышления в старшей группе «Юные пейзажисты»
«Творчество - это жизнь,
неустанное движение духа, а не спокойное
стояние на одних и тех же масштабах.»
«Две жизни» Антаровой К.
Творчество является важным атрибутом для гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста. В условиях современной жизни, общество выдвигает требования к творчески активной, креативной личности, умеющий мыслить нестандартно и созидательно. Таким образом, растёт необходимость в развитии творческого мышления.
Публикация «Проект по развитию творческого мышления в старшей группе „Юные пейзажисты“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Творческое мышление как один из видов, является для человека важнейшим компонентом развития. Исследования учёных и педагогов показывают, что развивать творческое мышление следует начинать как можно раньше, ещё в дошкольном возрасте. Ведь, дошкольный возраст - это возраст, когда начинают активно развиваться все познавательные процессы. В этот период ребёнок часто видит что-то необычное и новое в том, что для взрослого выглядит обыденным.
Развивать творческое мышление, можно в различных видах деятельности - продуктивные виды деятельности, ролевых играх, в придумывании сюжетов, восприятии музыки, дидактических играх, при рассматривании картин художников и т. п. А также различными методами, приёмами, способами и технологиями.
В данном проекте развитие творческого мышления реализуется через обучение рисованию пейзажа. Ведь, как отмечает Т. С. Комарова, «именно в процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления, творческое мышление и воображение». [3] В частности старший дошкольный возраст, в силу возрастных особенностей является сензитивным для развития творческого мышления через пейзажную живопись.
Данный проект основывается на следующих нормативных документах: ФГОС ДО, программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Так как, в ФГОС ДО (Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования) одной из главных задач является развитие у детей творческого мышления и творческого потенциала, развития инициативной, самостоятельной, любознательной, творчески активной личности дошкольника. [6]
В программе «От рождения до школы» ставятся следующие задачи: знакомить (без запоминания) с видами изобразительного искусства: графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, фотоискусство. Продолжать знакомить с основными жанрами изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. [5]
Данный проект создан для воспитателей ДОУ, родителей (законных представителей, руководителей кружков рисования.
Практическая значимость заключается в том, чтобы разнообразить методы развития творческого мышления и практически доказать, что обучение рисованию пейзажа может служить эффективным средством его развития.
Реализация проекта происходит в следующих видах деятельности: НОД, режимные моменты, самостоятельная деятельность.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия развития творческого мышления старших дошкольников, предметом деятельности является процесс обучения рисованию пейзажа.
Актуальность создания проекта
Психологи и педагоги, которые занимаются анализом программ дошкольного воспитания, рекомендуют применять специальные меры, способствующие последовательному и систематическому развитию детского творческого мышления.
Как отмечает, российский учёный в области теории и методики дошкольного образования А. Г. Абсалямова, сегодняшние дошкольные образовательные учреждения слабо ориентированы на формирование у дошкольников культуры творческого мышления. Она выделяет целый ряд противоречий: необходимость формирования творческого мышления у детей дошкольного возраста и отсутствие методологической базы и педагогического инструментария; стремление педагогов к формированию творческого мышления и их неподготовленность к переосмыслению механизмов развития творческого мышления детей; желание родителей участвовать в творческом развитии своих детей и недостаточность разработанных к условиям семьи методических рекомендаций по формированию и развитию творческого мышления дошкольников. [1]
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта по развитию творческого мышления через обучение рисованию пейзажа. Стратигическая цель: создание благоприятных условий для развития творческого мышления старших дошкольников в процессе обучения рисованию пейзажа.
Тактические цели:
- организовать родителей и детей для реализации данного проекта;
- создать условия для проведения НОД по обучению рисования пейзажа.
Задачи для педагога:
- подобрать, изучить и подготовить материалы и оборудование, создать условия для реализации проекта;
- реализовать все запланированные мероприятия с детьми в рамках проекта;
- взаимодействовать с родителями используя ИКТ-средства (чат, гугл-формы, различные формы работы (консультации, беседы, памятки, буклет) по вопросам проекта;
- предоставить результаты проекта педагогическому сообществу.
Задачи для детей:
- узнать о пейзаже, его видах, техниках рисования, познакомиться с известными художниками;
- рисовать различные виды пейзажа (природный, горный, весенний, пейзаж к сказке, уральский, космический) в процессе НОД и самостоятельно;
- принимать участие в оформлении и организации выставки.
Задачи для родителей (законных представителей) :
- участвовать в реализации проекта;
- узнать о творческом мышлении, важности и методах его развития;
- создать условия для работы дома, оказывать помощь детям.
Ожидаемые результаты:
- педагог приобрёл опыт в развитии творческого мышления через обучения рисованию пейзажа, провёл все запланированные мероприятия, подвел итоги и предоставил результаты педагогическому сообществу;
- дети старшего дошкольного возраста рисуют пейзаж, принимают участие в оформлении и организации выставки, узнали о пейзаже, его видах, техниках рисования, познакомились с известными художниками;
- родители приняли участие в реализации проекта, узнали о творческом мышлении и методах, важности его развития, создали условия для работы дома, оказывают помощь детям.
Продуктом проекта является итоговая творческая работа «Уральский пейзаж», оформление и организация выставки детских работ, выступление перед педагогическим сообществом с результатами проекта.
Аннотация проекта
Ценность проекта заключается в том, что, знакомясь с пейзажем, дети познают окружающий их мир, учатся видеть красоту и переносить, выражать в рисунке свои чувства, впечатления от увиденного. Рисование различных видов пейзажа имеет и познавательную направленность: дети знакомятся с различными областями нашей жизни, окружающего мира (деревенский, городской, космический, подводный пейзажи, а рисуя природу определённых мест (например, уральский пейзаж) дети больше узнают о своём родном крае и других природных местах нашей планеты. Кроме того, специфика проекта предполагает развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Структура проекта предусматривает поэтапное знакомство детей с пейзажем и обучением его рисования.
В основу данного проекта были положены следующие идеи:
1. Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
2. Принцип развивающего обучения.
3. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
Кроме того, метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, производимость.
По мнению В. В. Гузеева, метод проектов - технология четвертого поколения, обеспечивающая личностно-ориентированное обучение. [2]
В настоящее время описан опыт работы по реализации проектов старших дошкольников А. И. Савенковым, А. Данюковой. Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников рассматривали Б. В. Хозиев, Е. Евдокимова.
Кроме того, проектная деятельность позволяет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. [4]
Пути решения проекта : учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «21» марта по «15» апреля 2022 г.
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Создание условий для реализации проекта, организация участников; проведение вводных мероприятий проекта. 1 неделя
2. Практический этап
Проведение мероприятий проекта и непосредственное рисование пейзажа 2 недели
3. Обобщающе - результативный этап
Проведение итоговых мероприятий, реализация продукта проекта. 4 дня
4. Презентация проекта
Презентовать результаты проекта педагогическому сообществу 1 день
План мероприятий
№ п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Художественно-эстетическое развитие» 1. Входная диагностика «Дорисовывание фигур О. М. Дьяченко», «Уровень изобразительных умений в пейзаже»
2.«Знакомство с пейзажем»
3.«Поговорим о творчестве»
4.«Творчество в жизни ребёнка»
5.«Рисуем ель»
6.«Нетрадиционные техники рисования деревьев»
7.«Рисование фонов»
8.«Весенний пейзаж
9.«Космический пейзаж»
10.«Сказочный пейзаж»
11.«Уральский пейзаж» (итоговая творческая работа»
12. Контрольная диагностика «Дорисовывание фигур О. М. Дьяченко», «Уровень изобразительных умений в пейзаже» совместная деятельность в режимных моментах
НОД
Анкета для родителей
Памятка для родителей
НОД
Мастер-класс с родителями и детьми
НОД
НОД
Самостоятельная деятельность дома
НОД
НОД
2. «Познавательное развитие» 1.«Собери пейзаж», «Перспектива»
2. Наблюдения за природой, елями, деревьями
3.«Как развивать творческое мышление? Советы родителям»
4.«Природа Урала»
5.«Значение занятий рисования пейзажа для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста»
6.«Весна пришла», «Космос» Дидактические игры
совместная деятельность в режимных моментах
Буклет для родителей
Беседа в режимных моментах
Памятка для родителей
Беседы в режимных моментах
3. «Речевое развитие» «Назови виды пейзажа» Дидактическая игра
4. «Социально-коммуникативное развитие» «Юные пейзажисты» Выставка для детей, родителей и педагогов ДОУ
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы: литература, интернет.
Учебно-методические пособия: программа «От рождения до школы», Н. Курочкина «Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Старший дошкольный возраст», журналы с репродукциями картин «Пейзаж для детей старшего дошкольного возраста».
Фонд методического кабинета: библиотека, игротека.
Материально-технические ресурсы: интерактивная доска, ноутбук, принтер.
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (интересом ребёнка к образовательному процессу)
2. Повышение уровня развития творческого мышления и изобразительных умений старших дошкольников (результаты диагностик)
Риски и пути преодоления рисков
Отсутствие методологической базы, пособий, неисправность оборудования Пополнение методологической базы, приобретение оборудования, своевременый технический осмотр оборудования и устранение неполадок
Отсутствие необходимых навыков (изобразительных, знаний (о пейзаже и методике его обучения) у педагога Повышение компетентности педагога, прохождение курсов, самообразование
Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимися проблемами развития детского творческого мышления.
Ведь, именно творчество является важнейшим атрибутом развития ребёнка. Пейзажная живопись позволяет не только развивать творческое мышление, воображение, изобразительные навыки, но и видеть красоту окружающего мира, ценить природу. Искусство и творчество вместе с природой позволяют пробудить в детях их духовную природу, чистоту и заложить основы правильного мировоззрения.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только эффективно развивать творческое мышление старших дошкольников, но и даст толчок для более глубокого внедрения в образовательный процесс ознакомления с искусством, его жанрами и видами, разнообразной изобразительной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Григорьева., Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении/ Г. Г. Григорьева. - Москва,1999. - 344 с.
2. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В. В. Гузеев. - Москва. - 1995. - №6.
3. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детскому саду: Кн. для воспитателей дет. сада / Т. С. Комарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1991.- 176 с.
4. Научный журнал: Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: [сайт].- 2016-2022. - Режим доступа: https://novaum.ru/public/p2096 ( дата обращения: 01.05.2022).
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - 5-е изд. (инновационное) исп. и доп. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".