Елена Зайцева
Проект «Юные исследователи» для подготовительной группы, краткосрочный, поисково-исследовательский
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юные исследователи» (подготовительная группа, краткосрочный, поисково-исследовательский)
Руководитель ;
Воспитатель 1 категории Зайцева Е. М.
Введение
Бежит по граням тонкий лучик света,
сверкает на изломах и углах,
и сыпит искрами невиданного цвета,
меняет краски прямо на глазах.
И под лучами света оживает,
кристальная, прозрачная Душа,
и нежный отзыв вдаль свой посылает,
и греет руку тихо, неспеша.
Публикация «Проект „Юные исследователи“ для подготовительной группы, краткосрочный, поисково-исследовательский» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
На ум приходит, слышанная где-то,
то быль, а может сказка наяву,.
что камень - древнее дитя планеты,
и есть в нем стойкость, логика и ум.
Каждый день мы в своей жизни сталкиваемя с кристаллами. Где бы мы не находились дома, на улицы. В любое время года. На разных континентах.
Они повсюду.
Кристаллы льда и снега. Мы даже употребляем их в пищу. Сахар и соль. Кристаллы можно легко увидеть и без микроскопа. Они разной величины и формы. Красивые и загадочные.
Нам захотелось как можно больше узнать об этом чуде природы. Что это такое, как они появляются, какие бывают, чем они отличаются, как долго растут.
Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы, дети, родители воспитанников
Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры– экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
I этап. Подготовительный (Организационный)
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра
Срок :1-5 марта
II этап. Внедренческий
1. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
Беседа : Что такое кристаллы и где они встречаются
Оформление экологического дневника.
Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода»,
Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.
Рассматривание рисунка на замершем окне.
Срок: 9-12 марта
2. Беседа :Что такое соль? Эксперимент - рассматриваем соль под лупой,
выявляем цвет, сыпучесть, скрипучесть (в мешочках слушаем звук при надавливании)
3. Беседа : Природные кристаллы. Драгоценные камни - кристаллы. Некоторые интересные факты о кристалах. Эксперимент - рассматривание камней, определение твердости, окраски.
Срок : 15-19
3. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
Изготовление фото альбома Кристаллы
Срок :22-25
III этап. Обобщающий
Определить эффективность проведённой работы
Провести анализ полученных результатов
.1. Открытое занятие : «Выращивание кристаллов соли»
Срок :26 марта
2. Итоговое оформление Экологического дневника
3. Игра -викторина ; Что мы знаем о кристаллах.
29-31
Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности
Основное оборудование и материалы по данному проекту
Приборы-помощники: увеличительное стекло,лупы,, песочные часы,
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы,
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, крупный и мелкий песок,
Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы,, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: поддоны, стеки, нитки, скрепка, соломинки для коктейля.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.