Анна Абрамова
Проект «Юные инженеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №1 «Улыбка»
Ростовская область, с. Песчанокопское
ПРОЕКТ :
«Юные инженеры»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Абрамова А. А.
Апрель 2022г.
Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того, чтобы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.
Темочки:
- Инженер. Профессия инженера, будущие инженеры
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.
Поэтому, был разработан проект «Юные инженеры», куда входят разделы:
экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»;
конструктивная деятельность;
робототехника.
Проект : «Юные инженеры»
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта : индивидуально- групповая.
Срок реализации: сентябрь-май (2021-2022г.)
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.
Руководители проекта : Абрамова А. А., Лыкова К. И – воспитатели подготовительной группы.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.
Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
для педагога:
совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.
для детей:
развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
воспитание осознанного, целесообразного отношения к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
для родителей:
содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.
Ожидаемые результаты для детей:
Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Овладение воспитанниками навыками к основам начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности.
Сформированы представления о профессии – инженера, конструктора, изобретателя.
Ожидаемые результаты для родителей:
активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, конструированию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Методы, используемые в реализации проекта :
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Принципы составления проекта :
Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.
2. Зона «Конструкторского бюро» в группе.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т. д.).
4. Библиотечка юного эколога и инженера.
5. Подборка научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.
6. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.
7. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный, бросовый материал).
Этапы проекта
1 этап (сентябрь)
Предварительная подготовка: • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
• Экскурсии и целевые прогулки.
• Наблюдения за объектами и явлениями природы.
• Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).
• Тематические беседы «Инженер - какой он?», «Школа Самоделкиных» и др.
• Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
• Знакомство с материалами мини-центра «Школа волшебников».
Практическая часть 2 этап (октябрь – апрель)
1. Взаимодействия с детьми
• Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях.
• Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
• Проведение познавательных занятий, в основе которых лежат методы исследовательского, конструктивного, познавательного обучения.
• Чтение тематической, художественной литературы
• Игровой центр:
- игры словесные;
- развивающие игры и упражнения.
• Мини-центры «Школа волшебников» (экспериментальный уголок, «Конструкторское бюро».
• Копилка «нужных ненужных» вещей;
• Плановые опыты
• Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);
• Оформление альбомов по проведенным опытам и экспериментам,конструктивной деятельности (в виде зарисовок и фотографий).
2. Взаимодействия с семьей
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.
Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).
Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Семейный клуб «Добрые зернышки».
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной деятельности» .
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.
Тематические консультации для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др.
Индивидуальные консультации по осуществлению акций.
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Результат проектной деятельности
3 этап (май)
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Открытые мероприятия на родительском собрании.
Открытые мероприятия для педагогов.
Обобщение педагогического опыта работы.
Список используемой литературы:
1. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. - Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с. : ил. – ( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
11. Интернет сайты.
12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» .
Раздел №1 «Школы юных инженеров»
Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»
Одно из направлений разделов «Школы юных инженеров» - это экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» (опыты, эксперименты).
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Цель раздела : развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
-Создать благоприятные условия для детского экспериментирования.
-Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
-Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений.
-Расширить кругозор детей посредством практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
-Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В своей работе опираемся на принципы :
Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Раздел №2 в «Школе юных инженеров» -это конструктивная деятельность.
Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования и развитие конструктивных умений и способностей дошкольников.
Задачи:
-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы;
-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);
-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;
-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Основные принципы:
-проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;
-наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
-активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;
-доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
-прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;
-научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе
единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.
Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.
Цель раздела: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники.
Задачи:
-Развитие индивидуальных способностей ребенка;
-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
-Развивать операции логического мышления,
-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Работая с робототехникой индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т. д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.
Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.
Анализ мнений родителей по внедрению конструктивной деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т. к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.