Юлия Захарова
Проект «Ёлочка — колкая иголочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Ёлочка – колкая иголочка»
Елка летом просто елка.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым Годом!
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы «Улыбка», родители,
воспитатель Захарова Ю. З.
Cрок реализации проекта : краткосрочный (с 1 декабря по 20 декабря 2017)
Публикация «Проект „Ёлочка — колкая иголочка“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения.
При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? Откуда привозят ёлку к нам в детский сад и домой? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?
Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме новогодними игрушками, гирляндами и мишурой. Однако, как показывает практика, не всегда дети имеют достаточно полное представление о народных традициях. В частности, при праздновании Нового года возникают сложности в определении происхождения традиционного атрибута новогоднего праздника–елки.
О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку необязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год. В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к елочке, к культурным народным традициям.
Цель проекта : расширять представления у детей о хвойном дереве.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с хвойным деревом.
2. Учить строение хвойного дерева.
3. Выявить особенности строения ствола, веток, иголок (листьев-хвоинок).
4. Развивать умение находить сходства и различия между деревьями.
5. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
6. Развивать любознательность и повышать интерес к окружающим нас деревьям.
Предполагаемые результаты:
- Усвоение детьми знаний и представлений о хвойном дереве – ель.
- Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе.
- Повышение уровня у детей активности, самостоятельности, самосознания.
- Повышение мотивации к различным видам непосредственно- образовательной деятельности.
- Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы работы над проектом :
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
I этап. Подготовительный
Цель: познакомить детей с произведениями различных авторов о ёлочке.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением ёлки и её элементов.
2. Сравнение иллюстраций между собой с изображением других деревьев.
3. Целевая прогулка по участку детского сада к ёлке.
4. Чтение художественных произведений, стихотворений, сказок, рассказов о ёлке.
5. Загадывание загадок.
II этап. Основной
Цель: познакомить детей с хвойным деревом, создавать образ ёлочки различными способами.
Познавательное развитие
- Просмотр электронных презентаций: «Ёлочка-красавица»; «С кем дружит
ель?»; «Ель-символ нового года».
- Мультфильмы «Двенадцать месяцев»; «Падал прошлогодний снег».
- Рассматривание картин: И. И. Шишкин «На севере диком» «Лесные дали»,
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», старых открыток на тему «Новый год».
- Беседы: «Всегда ли наряжали елку на новый год», «Какую елку вы нарядите на Новый год дома: живую или искусственную?», «Как елка стала символом Нового года?», «Как мы готовимся к встрече Нового года?», «Весёлый Новый год»
- НОД «Ёлочка-красавица».
Цель: познакомить детей с хвойным деревом; помочь увидеть особенности еловой шишки; показать взаимосвязь животного мира и ели.
- НОД «Откуда ёлка в гости пришла»
Цель: познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение. Рассказать об обычае украшения елки, откуда он пришел; о традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу.
- Целевая прогулка «Ёлки на участке детского сада».
Цель: показать детям, что рядом растут ели, посаженные руками человека.
Речевое развитие
-НОД «Как ёлочка попала в детский сад».
Цель: учить детей придумать рассказ на заданную тему, активизировать словарный запас.
-Заучивание стихотворений Некрасова Л. «Горит огнями ёлочка», Вышеславцева С. «Возле ёлки».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией праздничное настроение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.
-Чтение художественной литературы «Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г. Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили», загадывание загадок, В. Касаткина «Экологическая сказка «Елочка», «Экологическая сказка «Лесная красавица», рассказ «Елка для пернатых друзей», стихи, песни, загадки «С Новым годом!»(составитель Н. Козловская), сказка В. Сутеева «Елка», И. Токмакова «Мне елку купили», В. Берестов «Елочный шар».
Цели: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге; воспитывать литературно-художественный вкус, способность пониманию настроения произведения; способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
-Тематическая выставка книжек новогодней тематики.
-Оформление книжного уголка по теме: «Лес», «Хвойные деревья».
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно – ролевые игры: «В лесу», «Прогулка в лес», «Отдых в лесу».
- Дидактические игры: «Собери ёлочку (пазлы)», «Укрась ёлочку», «Какая ёлка» (активизация словарного запаса, настольно – печатные игры.
- Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Зимовье».
Цели: побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр; развивать навыки самоконтроля, дружелюбное отношение к сверстникам, умение работать в коллективе, а также творческое воображение, фантазию; учить детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел со сверстниками, учитывая их мнение; воспитывать умение решать возникшие проблемы в ходе различных игр, сопереживать и радоваться успеху друг друга и сверстников.
Художественно-эстетическое развитие
- Лепка «Новогодняя ёлка».
- Рисование «Новогодняя ёлка», «Очарован лес стоит», «Еловые веточки».
Цель: побуждать детей передавать в рисунке полученные впечатления о зиме, отражённые в искусстве – поэзии, живописи, музыке; развивать эстетическое восприятие, воображение, образные представления.
- Аппликация «Бусы на ёлку»
Цель: развивать фантазию и творческое воображение. Совершенствовать приемы аппликации.
- Конструирование «Новогодняя ёлочка»
Цель: изготовление елки из бумаги по инструкции.
Музыка
Прослушивание детских песен: «В лесу родилась ёлочка» (слова Р. А. Кудашевой, музыка Л. К. Бекланом); «Новогодняя сказка - песня про ёлочку»; «Ёлка-модница» (слова и музыка О. Титаренко); «Новогодний хоровод «Раз, два, три!» (слова и музыка В Савинского).
Цель: познакомить детей с музыкальными произведениями; развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений, создать эмоционально - радостное настроение.
Физическое развитие
-Утренняя гимнастика. Комплекс упражнений "Новый год".
-Гимнастика для глаз «Снежинка», «Собери игрушки на новогодней ёлке».
-Пальчиковая гимнастика «В лесу», «Наряжаем ёлку».
-Физкультминутка «Снег идёт».
-Подвижная игра «Мороз-красный нос».
Работа с родителями
- Познакомить родителей с темой проекта, привлечь их внимание;
- Сочинение сказок о ёлке;
- Изготовление своими руками ёлок с использованием различного материала;
- Оформление папки-передвижки для родителей «Скоро новый год»;
- Разработка методических рекомендаций для родителей «Как провести новогодние праздники вместе с детьми»;
-Консультация «Безопасный Новый год».
III этап. Заключительный
Цель: подвести итог работы по проекту.
1. Презентация «Наша ёлочка-краса»;
2. Выставка ёлочек в раздевалке группы;
3. Новогодний утренник «Новогодняя сказка».
Благодаря экологическому проекту дети были ознакомлены с хвойным деревом - «ель». Узнали его строение и отличительные особенности. Научились выполнять некоторые поделки своими руками, используя при этом различные материалы, могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности.
Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности и бережному отношению к природе.
Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.