Екатерина Подколзина
Проект «Этих дней не смолкнет слава»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 58 «Белочка»
___
Проект
«Этих дней не смолкнет слава»
Подготовил:
Воспитатель Подколзина Е. М.
г. о. Мытищи
2020
АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
Темочки:
• почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому так важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Все меньше остается участников и очевидцев этого события. Современные дети знают о том, что такое война, по «звездным войнам», суперменам и космическим «рейнджерам» из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них – забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает достаточной чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности с подвигом народа в Великой Отечественной войне. Особенно это актуально перед подготовкой к 9 Мая в детском саду.
Как уже говорилось, одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОО является метод проектов. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной
поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Т и п п р о е к т а :
п о н а п р а в ле н н о с ти : познавательный, практико-ориентированный;
п о ф о р м е о р г а н и з а ц и и : вросло-детский, игровой;
п о п р о д о л ж и т е л ь н о с т и : долгосрочный
Ф о р м а п р е д с т а в л е н и я п р о д у к т а : презентация, создание Книги Памяти.
А к т у а л ь н о с т ь.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Необходимо найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям.
Любовь к Родине – высшее проявление любви к своим родителям, близким
• родному краю, поэтому формировать гражданственность нужно начинать с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи, формировать у детей духовно-патриотические, культурно-нравственные чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Нужно создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне через семейную хронику, вызвать гордость за свой народ, победивший врага.
О с н о в о п о л а г а ю щ и й в о п р о с : связаны ли военное прошлое моей семьи и боевые традиции нашего народа?
• р о б л е м а : приобщение к культурно-историческому наследию родного края и своей семьи.
Ц е л ь п р о е к т а : формирование у детей дошкольного возраста духовно-патриотических, культурно-нравственных чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
З а д а ч и п р о е к т а :
• создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне;
• познакомить с героями Великой Отечественной войны;
• воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою семью, за народ,
• изучить с детьми военные песни, стихи, прочитать рассказы;
• помочь детям узнать о военном прошлом их семей;
• развивать коммуникативную и интеллектуальную компетентность
детей.
И н т е г р а ц и я о б р а з о в а т е л ь н ы х о б л а с т е й :
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ц е л е в ы е о р и е н т и р ы : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; достаточно хорошо владеет устной речью; обладает начальными знаниями о своей семье, об истории своего края и государства; знаком с произведениями детской литературы.
• о р м ы р а б о т ы с д е т ь м и : беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, выставка детского творчества, чтение и обсуждение литературных произведений, конструирование, экскурсия, презентация.
Ф о р м ы р а б о т ы с р о д и т е л я м и : анкетирование, сбор информации о членах семей – участниках Великой Отечественной войны и о детях войны.
П р е д п о л а г а е м ы й п р о д у к т д е т с к о й д е я т е л ь н о с т и :
• выставка рисунков «Салют Победы»;
• Книга Памяти с фотографиями и рассказами об участниках Великой Отечественной войны;
• презентация видеоролика «Семейная хроника»;
• мультимедийная презентация проекта.
РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап (подготовительный)
Введение понятий «Добро и зло – мир и война».
• е л ь : раскрыть сущность полярных понятий «Добро и зло – мир и война», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют.
1. Прослушивание музыки: марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина,
сл. В. Лазарева); «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш».
3. Слушание отрывка «Гаврош» из романа Виктора Гюго «Отверженные» (читает воспитатель).
4. Беседа о героях мультфильма и рассказа (п о в о п р о с а м) :
– Кто такой Мальчиш-Кибальчиш? (И т. д.)
– Что можно сказать о Гавроше? Была ли у него семья? Где жил Гаврош? Почему пошел на фронт? Почему он оказался на баррикаде? Что Гаврош там делал? Как он сражался? Как погибли мальчики? Помнят ли о них люди?
5) Рисование на темы: «Добрый и злой», «Мир и война».
5. Просмотр книжной выставки «О добре и зле».
Книги: А. Кисляков «Сказки о добре и зле»; стихи, сказки, рассказы А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Е. Шварца; Джоэль Харрис «Сказки Дядюшки Римуса. Братец Лис и Братец Кролик» и т. д.
2-й этап (поисковый)
• е л ь : познакомить детей с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войн, с людьми, совершившими подвиг в период Великой Отечественной войны.
Беседы о войне.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не всем выпадает такое счастье. Во многих местах нашей планеты и сейчас происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война – самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 – на стороне России).
Всего война затронула 1,7 млрд человек, или 80 % тогдашнего населения Земли, то есть из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась почти 6 лет – с 1 сентября 1939 г. по 9 мая 1945 г.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар невиданной силы. Гитлер напал на Советский Союз (так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве – от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей страны в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.
Долгих четыре года продолжалась для нашей страны кровавая война, но враг был разгромлен.
Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки, не имеет аналогов в истории.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
• памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
• 2020 году исполняется 75 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется это событие Великой Победой потому, что это победа всех здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.
Почему эта война называется в нашей стране Великой Отечественной?
Великая Отечественная война – самая крупная война в истории нашей страны. Слово «великий» означает «очень большой, громадный, огромный». В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война – справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, почему одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне – главное событие в истории России XX века.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы.
22 июня 1941 г., в 12 часов дня министр иностранных дел В. М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашистской Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом. Народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду. И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек. У призывных пунктов собирались очереди – люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн российских солдат. Всего же в ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина – граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и потому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
На пути к Великой Победе у российского народа были и поражения в битвах, и много важных побед: разгром фашистских войск под Москвой, под Сталинградом, освобождение российских городов, оккупированных стран… Но одним из основных событий является подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии перед странами-победителями (Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии – Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашизм полностью разгромлен.
Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 Мая является государственным праздником, посвященным Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто отдал свою жизнь за Победу.
• памяти народной навечно сохранятся имена героев Великой Отечественной войны.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой – Днем Победы над фашизмом.
• о п р о с ы :
– Когда началась Великая Отечественная война?
– Почему она так называется?
– Какая страна развязала войну?
– Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
– Кто встал на защиту Отечества?
П о с т а н о в к а п р о б л е м н ы х в о п р о с о в :
1. Что такое подвиг?
2. Что такое Книга Памяти?
3. О чем написать в Книге Памяти?
3-й этап (исследовательско-информационный)
«ВОЙНА И ДЕТИ»
ИТОГИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание Книги Памяти.
Родители вместе с детьми создавали страницы этой книги: искали
фотографии своих родственников (дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, восстанавливали по крупицам события тех далеких лет.
В ходе работы над проектом :
• расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной войне;
• закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
• сформирован познавательный интерес к истории своей страны, своей
семьи;
• повышена эффективность детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
• сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
В ы в о д : Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенности истории своей страны, призывает любить Родину и своих близких.