Елена Матовникова
Детский исследовательский проект «Электричество вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеёк»
г. Мичуринска Тамбовской области
Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Юный исследователь»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
(ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ)
Публикация «Детский исследовательский проект „Электричество вокруг нас“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
«ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВОКРУГ НАС»
НОМИНАЦИЯ: науки о природе
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: 1 категория (дошкольники)
ВЫПОЛНИЛ:
КУЛЕШОВ МАКСИМ
(группа для детей с заиканием)
РУКОВОДИТЕЛЬ:
МАТОВНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, воспитатель
г. Мичуринск, 2021
Проект «Электричество вокруг нас»
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 месяц.
Актуальность: В нашей жизни постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники, да что там электроприборы, просто обычная лампочка, которую можно включить когда нам нужно. Но я никогда не задумывался, от чего же загорается лампочка.
Проблема: Однажды вечером воспитатель включила свет. В группе стало светло, я задумался, от чего загорается лампочка. Почему горит свет -O-
Объектом исследования является процесс появления электричества, а предметом технология получения электричества в домашних условиях.
Гипотеза: можно ли самому дома получить электричество?
На основании выдвинутой гипотезы, сформулирована основная цель исследовательской работы : Узнать, что такое электричество, электрический ток, как электричество попадает в дома.
Задачи: с помощью взрослых узнать, почему горит лампочка; получить информацию об электричестве; провести опыты, доказывающие существование электричества.
Методы исследования :
1. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
2. Спросил у родителей и воспитателя.
3. Провел исследование, эксперименты, опыты.
4. Подборка материала для чтения по теме проекта, видеоролики «История электричества», «Как появилось электричество», Эволюция освещения», презентация «Помощник – электричество», электронный конструктор «Знаток».
5. Обобщение сведений и результатов.
Практическая значимость: Приобретение опытным путем элементарных знаний по физике, развитие у ребенка интереса, любознательности и познавательной мотивации, ребенок опытным путем понял принципы работы электричества.
1 этап: Информационный
С вопросом, от чего загорается лампочка, я обратился к воспитателю. Она ответила, что лампочка загорается при помощи электричества. Я ей задал вопрос: «А что такое электричество?».
В мире существует многое, что мы не видим глазами. Мир несёт в себе множество невидимых вещей. Например, мы не видим ветер, но зато видим и чувствуем то, что этот ветер делает.
Электричество — это невидимые частицы. Через воздух, пластмассу, резину, дерево они не текут, а через металлы текут хорошо. Наблюдаем мы их только косвенно (как ветер по ветвям деревьев, главным образом в двух проявлениях:
1. Когда эти частицы никуда не текут — это статическое (безопасное) электричество. На одном предмете этих частиц много — этот предмет заряжен. А на другом предмете их мало — он не заряжен. Если близко поднести друг к другу эти предметы, то возникает притяжение. (Наэлектризованная расчёска может притягивать и поднимать мелкие кусочки бумаги.)
2. Когда частицы текут по проводам — это уже электрический ток (опасное электричество). Мы его используем в домах. Поступая в лампу, ток заставляет ее давать свет. Например, вода может крутить мельницу, и ток может включать электроприборы.
Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы. Поэтому надо знать и соблюдать правила обращения с электричеством! Ток может быть опасен!
Я узнал интересные факты:
1. В воде живет множество организмов, которые охотятся и защищаются при помощи электричества. Например, электрический угорь и скат могут вырабатывать напряжение!
2. Знаете ли вы, что в некоторых районах Африки и Южной Америки, где до сих пор нет электричества в домах, жилища освещают с помощью светлячков. Их помещают в закрытые стеклянные банки! Банки дают яркий и бесплатный свет!
Потом воспитатель провела в познавательный центр. Другим ребятам тоже стало интересно, они присоединились к нам. В познавательном центре воспитатель показала несколько опытов.
2 . этап: Экспериментальная деятельность. Опыты.
1. Опыт с расческой и кусочками бумаги.
Сначала расческой расчесали волосы. Между волосами и расческой проскакивают небольшие искорки. Потом расческу поднесли к кусочкам бумаги. В результате бумага начала прилипать к расческе.
Вывод: Воспитатель объяснила, что это безопасное - статическое электричество. Я же пришёл к выводу, что при расчесывании лучше пользоваться деревянными расческами.
2. Опыт с воздушным шаром и волосами «Живые волосы».
Надули воздушный шар, завязали. Я попробовал приблизить шар к волосам длинноволосой девочки. После того, как приблизил шар к волосам, волосы поднялись вверх к шару, он притянул их к себе.
Вывод: Волосы легкие, шелковистые, и шар с помощью энергии на своей поверхности, притянул их к себе. На моих, коротких волосах этот опыт не получился.
Также волосы девочки потёр о пластиковую расчёску. Волосы притянулись к ней.
Вывод: Расчёска как бы зарядилась энергией, которая притягивает к себе, как магнит.
3. Опыт «Воздушный шар и овсяные хлопья»
Насыплем в тарелку хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной носок, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
4. Опыт «С воздушным шаром и шерстяным носком».
Потом потёр шарик о шерстяной носок. Когда поднес шар к стене, то шар смог прилипнуть не только к стене, но и смог прилипнуть даже ко мне!
Вывод: Благодаря этим опытам мы сделали вывод, что есть вид электричества, которое не течет по проводам. Его обычно называют статическим, то есть «неподвижным».
Также я потер шар о шерстяной носок и поднес его к крану со струей воды. Когда шар поднес к тонкой струе воды, то струя воды выгнулась в сторону шара. Вывод: Это произошло потому, что вода и шар обладают противоположными зарядами, которые притягиваются.
5. Опыт «Будильник и батарейка»
Я узнал, что в магазине можно увидеть большое количество батареек. Они бывают разной формы и разного напряжения. Однако схема работы у них одна. У каждой батарейки есть положительный полюс и отрицательный. В процессе работы батарейки постепенно разрушаются и батарейки садятся.
Вывод: Если вынуть из будильника батарейку он перестанет работать. Батарейки нужны многим приборам, они служат им источником электричества.
6. Опыт «Как получить электричество в домашних условиях».
Чтобы провести такой эксперимент, мне понадобилось:
1. 3 картофелины.
2. Кусок медной проволоки (обязательно одножильной) и цинковые гвозди.
3. Светодиод.
Для того чтобы получить напряжение соберем из картофелин своеобразную батарейку из 3 клубней. Втыкаем в них медный и цинковый пруток. Соединяем их последовательно. Концы проводов подключаем к контактам светодиода, соблюдая полярность. Светодиод загорается.
Вывод: Электричество можно получить в домашних условиях. Самое большое преимущество овощных батареек - безопасность. В наше время у человека нет более важной задачи, чем охрана природы планеты Земля.
А потом воспитатель достала «волшебную коробочку», которая называется электронный конструктор «Знаток» и мы начали собирать электрическую цепь.
3. этап: Заключительный.
Моделирование электрической цепи с помощью конструктора «Знаток»
Для того чтобы нам собрать электрическую цепь нам понадобилось:
1. Монтажная плата;
2. Батареи;
3. Провода, различной длины (5 шт.);
4. Лампа с патроном;
5. Выключатель;
Приготовив все необходимое, мы приступили к сборке электрической цепи :
1. сначала необходимо взять монтажную плату 2. взяли батареи; 3. с обеих сторон подсоединили провода; 4. далее к одному проводу прикрепили лампу с патроном;5. а к другому выключатель; 5. соединили между собой проводами;6. замкнули
Вывод: Я узнал, что электричество движется по проводам, если они соединены между собой. Пока есть ток, лампочка горит. Если отсоединить провод от батарейки, - лампочка погаснет.
Лампочка загорается при помощи электричества!
Заключение
Электрическая энергия имеет огромное значение для человека. Оно окружает нас повсюду: дома, на улице, в детсаду, в игрушках и бытовых приборах. Важно понимать, что электричество, которое мы используем дома, не существует в природе в готовом для потребления виде.
Работа, которой я занимался, показалась мне очень интересной. Я смог ответить
на все интересовавшие меня вопросы, а также вместе со всеми детьми и
воспитателем, мы создали Книгу опытов «Электричество вокруг нас».
Выводы
1. Я узнал, что такое электричество.
2. Электричество живёт во всём, его можно получить в домашних условиях.
3. Лампочка загорается при помощи электричества.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников».
4. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа.
5. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду».
6. Интернет – ресурсы.