Лучший педагог года

Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека«

Лена Микрюкова
Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека«
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

Краткосрочный проект

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Тема: «Загрязнение окружающей среды – вред здоровью человека»

в старшей группе «Солнечные лучики» (от 5 до 6 лет)

( Период: с 15 октября по 15 ноября 2020 года)

Подготовили: Микрюкова Е. М. ,

Шунина Н. М.

Ленинградская область

Публикация «Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: „Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека„» размещена в разделах

д. Лампово

Содержание

1. Актуальность, цели и задачи….…. …3-4

2. Формы работы с детьми ….…. 5

3. Методы, приемы и принципы работы….…. 5

4. Этапы реализации проекта…. …. 6

5. Взаимодействие с родителями….10

6. Список использованной литературы…. …11

Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и торжество «царства разума» — это дело всех и каждого.

В. И. Вернадский

Актуальность

Чисто не там, где убирают,

а там, где не мусорят.

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды :

• Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.

• Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.

• Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.

• Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Цель: формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.

Задачи:

1. Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

2. Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.

3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.

Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- игровой;

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество, эксперементирование).

Принципы работы:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).

2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.

3. Принцип личностно-ориентированного подхода.

4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.

5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание РППС для экологического воспитания детей

Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:

- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, летбуки, картины);

- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т. д.

Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

• Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.

• Определение цели и задач проекта.

• Изучение литературы по теме.

• Подбор методической литературы.

• Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.

• Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)

• Разработка системы занятий.

• Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).

• Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной:

• Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;

• Чтение познавательной литературы, энциклопедий;

• Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.

• Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.

• Экспериментирование с водой и нефтью.

• Разработка авторских дидактических игр и пособий.

• Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный:

• Выставка поделок из бросового материала.

• Выставка рисунков и плакатов «Загрязнение окружающей среды»

Экологический праздник «Здоровая природа – здоровые мы»».

• Выступление с результатами работы на родительском собраниивая, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.

• Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).

Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Экскурсия в лес, обследование территории, рассматривание мусора с обсуждением «Откуда появился мусор?»

Причины:

- старые ненужные вещи, отходы, материалы

- необорудованные места

- неразумное использование многих предметов

- мусор в не предназначенных для этого местах

Определение последствий:

- угроза для здоровья людей

- создаются взрыво- и пожароопасные ситуации

- размножаются грызуны, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний

- страдает атмосферный воздух

- загрязняется вода

Что такое экология?

Зачем ее надо изучать?

Составление схемы

«От чего к чему придем?»

Наблюдение: что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор на территории детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Виртуальная экскурсия

к мусорным контейнерам.

Эвристическая беседа:

- в чем причина увеличения количества мусора?

Проблемная ситуация

«Как сделать, чтобы не было свалок?»

Просмотр слайдов: - что вы видите на этих фото-картинках? (лес, цветы, животные, закат, свалка) Ситуативный разговор: - которая из них вам понравилась? Почему? - о чём вы задумались?

Д/и «Так бывает или нет?»

Дискуссия: что можно сделать в группе для распределения мусора?

Исследовательская лаборатория:

Опыт «Изготовление новой бумаги».

Опытно-практическая деятельность с нефтью и водой. Ознакомление со свойствами.

Обсуждение:

- Что нельзя оставлять после себя на природе?

- Почему?

- Для кого или чего это опасно?

Просмотр видеофильма «Работа мусороперерабатывающих заводов»

Беседа - обсуждение:

способы обращения с мусором: захоронение, сжигание, сортировка и переработка

Проблемная ситуация «Что из чего можно сделать?»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Развитие творческого воображения (эмпатия) : составление рассказа от лица сломанной ветки; ручья, заваленного мусором

Инсценировка

«Двое на игровой площадке»

Игра «Золотые россыпи помоек»

Д/и «Что из чего сделано?» (фантик, коробка, носок и др.) с мячом

С/р игра «Эксперты»

Любование красотой природы, пейзажами, картинами

Игра «Заполни таблицу» (рассортировать картинки - мусор)

Придумываем плакаты, природоохранные знаки, напоминающие об экологической культуре

Игра на развитие творческого воображения «Хорошо - плохо, когда есть мусор»

Д/и «Что лишнее?»

С/р игра «Экомаркет» (организация и обыгрывание)

Игра «Угадай, о чем речь?»

-У меня очень много игрушек сделано из неё.

-У нас её получают из дерева.

-Когда падает, оно разбивается.

-Это можно сдать и получить деньги.

С/р игра «Суд над Боссом Мусора»

Игра «Очумелые ручки» (мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых нужно изготовить полезные вещи)

Акция «Чистый шкафчик»

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение стихотворения:

Я сорвал цветок – он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

П. Гвездослав

Обсуждение: как это – «прикоснуться к красоте сердцем»

Придумывание экологических сказок

Экологическая викторина :

-что составляет большую часть мусора? (пластмасса)

-что необходимо сделать перед утилизацией отходов (рассортировать)

-эффективный путь борьбы с мусором (повторное использование)

Чтение стих. Андрей Усачёв

«Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»

Отгадывание кроссвордов

Беседа - обсуждение:

- как вы понимаете:

«Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

И. В. Гёте

Составление рассказа из опыта «Как я обращаюсь с мусором дома»

Придумывание и обсуждение дизайн -проекта

«Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?»

Слова - помощники (символы) :

-сокращение

-переработка

-вторичное использование

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Пластилинография

«Цветущая земля»

Слушание музыки

Н. Добронравова «Моя планета - человечий дом»

Рисование

«Картинка-символ для мусорных контейнеров» : «Пищевые отходы», «Стекло»,

«Пластмасса»

Аппликация

«Контейнеры для мусора жителям сказочного городка»

Конструктивно-модельная деятельность Мусороперерабатывающий комплекс

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижная игра

«Кто быстрее соберет …»

«Попади пробкой в цель»

«Добеги и положи»

«Передай по цепочке»

«Кто быстрее довезет до завода мусор»

«Сортируем мусор правильно»

Флешмоб «За чистую планету»

Взаимодействие с родителями:

- анкетирование родителей

- выставка плакатов и рисунков 2Загрязнение окружающей среды»

- конкурс поделок из бросового материала «Нет! Загрязнению среды. Да! Творчесчтву!»

- беседа «Наша здоровье – это чистая планета»

- консультации и папки передвижки: «Экологическое воспитание дошкольников», «В руках человека богатство всей земли», «Если мусор разделять, может он полезным стать», «Мы и экология»

- буклет «Экологическое воспитание детей в нашей группе».

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей средыБеседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

Досуг по экологическому воспитанию детей «Чудесная дружба человека и животных»Досуг по экологическому воспитанию детей «Чудесная дружба человека и животных» Досуг по экологическому воспитанию детей «Чудесная дружба человека и животных» «Познавательное развитие» - учить классифицировать свойства.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Картотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаКартотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, поэтому в рамках реализации Проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику»Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику» Задачи: 1. Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека; способствовать формированию бережного отношения к окружающей.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека«
Опубликовано: 2 марта 2022 в 18:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека«» (включая файлы) размещена пользователем Лена Микрюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД