Лена Микрюкова
Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека«
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 комбинированного вида»
Краткосрочный проект
по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Тема: «Загрязнение окружающей среды – вред здоровью человека»
в старшей группе «Солнечные лучики» (от 5 до 6 лет)
( Период: с 15 октября по 15 ноября 2020 года)
Подготовили: Микрюкова Е. М. ,
Шунина Н. М.
Ленинградская область
Публикация «Проект экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: „Загрязнение окружающей среды — вред здоровью человека„» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
д. Лампово
Содержание
1. Актуальность, цели и задачи….…. …3-4
2. Формы работы с детьми ….…. 5
3. Методы, приемы и принципы работы….…. 5
4. Этапы реализации проекта…. …. 6
5. Взаимодействие с родителями….10
6. Список использованной литературы…. …11
Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и торжество «царства разума» — это дело всех и каждого.
В. И. Вернадский
Актуальность
Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят.
Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Классификация загрязнений природы
Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды :
• Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
• Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
• Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
• Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.
В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.
Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.
Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.
Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.
Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.
Цель: формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.
Задачи:
1. Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
2. Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество, эксперементирование).
Принципы работы:
1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
Создание РППС для экологического воспитания детей
Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:
- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, летбуки, картины);
- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);
- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);
Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т. д.
Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
• Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
• Определение цели и задач проекта.
• Изучение литературы по теме.
• Подбор методической литературы.
• Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
• Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
• Разработка системы занятий.
• Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
• Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
• Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
• Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
• Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
• Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
• Экспериментирование с водой и нефтью.
• Разработка авторских дидактических игр и пособий.
• Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
• Выставка поделок из бросового материала.
• Выставка рисунков и плакатов «Загрязнение окружающей среды»
• Экологический праздник «Здоровая природа – здоровые мы»».
• Выступление с результатами работы на родительском собраниивая, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
• Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).
Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Экскурсия в лес, обследование территории, рассматривание мусора с обсуждением «Откуда появился мусор?»
Причины:
- старые ненужные вещи, отходы, материалы
- необорудованные места
- неразумное использование многих предметов
- мусор в не предназначенных для этого местах
Определение последствий:
- угроза для здоровья людей
- создаются взрыво- и пожароопасные ситуации
- размножаются грызуны, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний
- страдает атмосферный воздух
- загрязняется вода
Что такое экология?
Зачем ее надо изучать?
Составление схемы
«От чего к чему придем?»
Наблюдение: что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор на территории детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Виртуальная экскурсия
к мусорным контейнерам.
Эвристическая беседа:
- в чем причина увеличения количества мусора?
Проблемная ситуация
«Как сделать, чтобы не было свалок?»
Просмотр слайдов: - что вы видите на этих фото-картинках? (лес, цветы, животные, закат, свалка) Ситуативный разговор: - которая из них вам понравилась? Почему? - о чём вы задумались?
Д/и «Так бывает или нет?»
Дискуссия: что можно сделать в группе для распределения мусора?
Исследовательская лаборатория:
Опыт «Изготовление новой бумаги».
Опытно-практическая деятельность с нефтью и водой. Ознакомление со свойствами.
Обсуждение:
- Что нельзя оставлять после себя на природе?
- Почему?
- Для кого или чего это опасно?
Просмотр видеофильма «Работа мусороперерабатывающих заводов»
Беседа - обсуждение:
способы обращения с мусором: захоронение, сжигание, сортировка и переработка
Проблемная ситуация «Что из чего можно сделать?»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Развитие творческого воображения (эмпатия) : составление рассказа от лица сломанной ветки; ручья, заваленного мусором
Инсценировка
«Двое на игровой площадке»
Игра «Золотые россыпи помоек»
Д/и «Что из чего сделано?» (фантик, коробка, носок и др.) с мячом
С/р игра «Эксперты»
Любование красотой природы, пейзажами, картинами
Игра «Заполни таблицу» (рассортировать картинки - мусор)
Придумываем плакаты, природоохранные знаки, напоминающие об экологической культуре
Игра на развитие творческого воображения «Хорошо - плохо, когда есть мусор»
Д/и «Что лишнее?»
С/р игра «Экомаркет» (организация и обыгрывание)
Игра «Угадай, о чем речь?»
-У меня очень много игрушек сделано из неё.
-У нас её получают из дерева.
-Когда падает, оно разбивается.
-Это можно сдать и получить деньги.
С/р игра «Суд над Боссом Мусора»
Игра «Очумелые ручки» (мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых нужно изготовить полезные вещи)
Акция «Чистый шкафчик»
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение стихотворения:
Я сорвал цветок – он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
П. Гвездослав
Обсуждение: как это – «прикоснуться к красоте сердцем»
Придумывание экологических сказок
Экологическая викторина :
-что составляет большую часть мусора? (пластмасса)
-что необходимо сделать перед утилизацией отходов (рассортировать)
-эффективный путь борьбы с мусором (повторное использование)
Чтение стих. Андрей Усачёв
«Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»
Отгадывание кроссвордов
Беседа - обсуждение:
- как вы понимаете:
«Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»
И. В. Гёте
Составление рассказа из опыта «Как я обращаюсь с мусором дома»
Придумывание и обсуждение дизайн -проекта
«Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?»
Слова - помощники (символы) :
-сокращение
-переработка
-вторичное использование
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Пластилинография
«Цветущая земля»
Слушание музыки
Н. Добронравова «Моя планета - человечий дом»
Рисование
«Картинка-символ для мусорных контейнеров» : «Пищевые отходы», «Стекло»,
«Пластмасса»
Аппликация
«Контейнеры для мусора жителям сказочного городка»
Конструктивно-модельная деятельность Мусороперерабатывающий комплекс
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижная игра
«Кто быстрее соберет …»
«Попади пробкой в цель»
«Добеги и положи»
«Передай по цепочке»
«Кто быстрее довезет до завода мусор»
«Сортируем мусор правильно»
Флешмоб «За чистую планету»
Взаимодействие с родителями:
- анкетирование родителей
- выставка плакатов и рисунков 2Загрязнение окружающей среды»
- конкурс поделок из бросового материала «Нет! Загрязнению среды. Да! Творчесчтву!»
- беседа «Наша здоровье – это чистая планета»
- консультации и папки передвижки: «Экологическое воспитание дошкольников», «В руках человека богатство всей земли», «Если мусор разделять, может он полезным стать», «Мы и экология»
- буклет «Экологическое воспитание детей в нашей группе».