Любовь Чепкасова
Проект экологический «Цветы — для красоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Чепкасова Л. В. - воспитатель группы.
Паспорт проектной работы.
Тема: «Цветы - для красоты».
Руководитель проекта : воспитатель Чепкасова Любовь Викторовна.
Тип проекта : творческий, познавательно – исследовательский.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : март – июнь.
Публикация «Проект экологический „Цветы — для красоты“» размещена в разделах
- Проекты
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: дети и воспитатели старшей группы, родители.
Проблемный вопрос: как из семян появляется цветок? (экспериментальным путем выяснить).
Актуальность проекта
Планета земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. К сожалению, в наш компьютерный век, многие люди забывают об этом. Экология в наше время, одна из важных тем жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать, как появляется цветок, строение, внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Ресурсное обеспечение проекта.
• Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
• Методический инструментарий.
• Материально – техническое (фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, блюдца для экспериментов, салфетки, инвентарь садовый, рассадники.)
• Наглядный материал: а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии.
• Оснащение природным и бросовым материалом.
Цель: формирование основ экологической культуры, экологического самосознания у детей.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с особенностями жизни и развития цветов.
2. Формировать представление о том, что цветы – это живой организм и нуждается в уходе.
3. Способствовать развитию у детей познавательной активности.
4. Помочь ребенку усвоить правила поведения и общения с миром природы.
5. Формирование трудовых навыков и умений, воспитание ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
6. Воспитывать интерес и бережное отношение к цветам заботится о них.
7. Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Эстетическое оформление участков. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта Первый этап. Подготовительный. Март
• Сбор и анализ литературы по данной теме.
• Разработка плана реализации проекта.
• Подборка иллюстративного материала о цветах.
• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, легенд о цветах.
• Подборка дидактических, подвижных игр, конспекты нод, веселых вопросов, сценарий праздников, по теме.
• Подготовка ящиков.
• Задания родителям по подготовке легенды о цветах.
Второй этап. Основной. Апрель
• Беседа «Красота спасет мир», «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве», «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали».
• Занятие «Букеты для мам», «Цветы и время».
• Экскурсия в магазин за семенами цветов.
• Загадывание загадок, заучивание и чтение стихотворений.
• Чтение художественных произведений о цветах.
• Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
• Дидактическая игра «Мир цветов», «Сложи цветок», «Найди растение по описанию», «Цветочный магазин» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок, закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
• Подвижные игры: «Ромашка», «Весенние цветочки» (стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств).
• Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы»,
П. И. Чайковский «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок».
Опыты и исследовательно - поисковая деятельность:
• если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;
• создать благоприятные условия, то есть поставить в тёплое и светлое место, поливать землю;
• где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей).
Трудовая деятельность:
1. На участке, в группе – посадка цветов, уход за ними (рассматривание и сравнивание между собой семян, определение семян по внешнему виду, высаживание семян в почву и уход за ними).
2. Наблюдение за пересадкой комнатных растений (уточнение строения растений, рассматривание корневой системы; дать детям знания: для чего нужны растению корни).
Работа с родителями:
• Консультации: «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)», «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной)», «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».
Май
• Художественно-творческая деятельность:
а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;
б) изготовление цветов из бумаги, броскового материала;
в) рисование цветов на асфальте;
г) участие в выставках, конкурсах.
- Рисование: «Мой любимый цветок», «Первые цветочки – мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения).
- Коллективное рисование «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
- Аппликация: «Растение улыбается», «Волшебные цветы», «Астра из ниток».
- Лепка: «Цветок сказочный», «А мы по лугу гуляли…».
• Дидактические игры: «Что изменилось?», «Отгадай по загадке», «Цветок – твой талисман», «Угадай цветок по описанию», «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации», «Собери цветок из геометрических фигур», «Укрась цветами пол», «Назови лишний цветок».
• Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось» (вечером систематизировать знания детей ; активизировать память, «Лекарственные растения – крапива, одуванчик, мать-и-мачеха» (познакомить детей с лекарственными растениями).
• Словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».
• Раскрашивание цветов в раскрасках.
• Наблюдения (одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются).
• Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с цветами.
• Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика, «Цветочное лото», «Собери букет».
• Вечер загадок «Цветочная фея».
• Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».
• Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев, сбор прошлогодних листьев, очистка цветника от мусора, подготовка клумб к высадке рассады).
Работа с родителями:
• Консультации: «Ромашка» из серии «Вместе с детьми», «Что за полезные растения!», «Лекарственные растения».
• Фоторепортаж «Выращиваем Бархатцы».
• Оформление фотоальбома «Наши цветы».
Третий этап. Заключительный.
Июнь
• Проведение праздника «Наше, Лето!».
• Викторина между детьми и родителями «Знатоки цветов»
• Высадка рассады в клумбу.
• Работа в цветнике (уход за посаженными цветами, наблюдение за развитием растений).
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей «Экология и мы».
• Фотогазеты «Цветы рядом с нами».
• Проведение экологических акций : «Береги цветы».
В ходе проекта :
мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Проект способствует улучшению микроклимата в группе. Мы собрали материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. Интересная получилась презентация «Цветы - для красоты». Выращено цветочной рассады 58 штук. В детях появилась уверенность в себе и своих возможностях, интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 11. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список литературы:
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией П. Г. Саморуковой. – М. : «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1992 год.
2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
3. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
4. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
5. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.