надежда казанцева
Проект «Экологическая тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Отделение дошкольного образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Аромашевская средняя общеобразовательная школа имени В. Д. Кармацкого»
«Детский сад «Сказка»
ПРОЕКТ
«Экологическая
Тропинка»
Адрес: с. Аромашево, пер. Новый д. 11
Воспитатель: Казанцева Н. А.
с. Аромашево
2020
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Экологическая тропинка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Проблема:
• потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
• Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
• Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Цель: формирование знаний у детей о живой природе и определить наиболее эффективные условия для получения этих знаний.
Задачи:
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- развить познавательный интерес детей к растительному и животному миру;
- воспитать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Тип проекта : долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: 1.06.2019-30.03.2020г.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Предварительная работа:- изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- подобрать наглядные дидактические материалы;
- проведение экскурсий и мероприятий экспериментально – познавательного, трудового характера.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемый результат:
• Дети узнают особенности природы родного края;
• Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
• У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
• Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Этапы создания и оформления тропы :
- детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
- составление паспорта всех точек тропинки;
- выращивание рассады для цветника;
-изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
-составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
-изготовление хозяина тропинки «Дядюшка Ау», флюгера, паутинки с насекомыми:
Формы реализации проекта :
• Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
• НОД на экологической тропе;
• Использование сказочного персонажа;
• Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
• Практическая деятельность;
• Наблюдение за живой и неживой природой;
• Дидактические, настольные экологические игры;
• Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);
• Труд в природе;
• Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :
– использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;
–проводить наблюдения за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка;
– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- сделать общение ребенка с природой, безопасным для ребенка и самой природы;
– формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
– проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Заключение:
Оформлен паспорт всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собрали загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.
В результате реализации проекта :
-повысился уровень экологических знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
-родители активно «включились» в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы : экологическая.
Местонахождения с. Аромашево переулок Новый д. 11
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года.
Краткое описание границ маршрута.
Начало маршрута: домик дядюшки Ау, метеостанция, черёмуха, сирень, яблоня, черноплодная рябина, птичий городок, береза, ель, цветник, клён, паутинка, сосна, рябинка.
Цели экологической тропы.
• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
• Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
• Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
• Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Правила поведения на экологической тропе
Поздоровайтесь с хозяином тропы!
Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса, наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Описание объектов на маршруте.
Стенд-схема «Экологическая тропа»
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
«Дом дядюшки Ау» - встречает и провожает ребят - хозяин экологической тропы – Дядюшка Ау» Он помогает проводить занятия на тропинке, проводит экскурсии по маршруту тропы. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Гномика. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.
Точка 1
«Метеостанция» - метеостанция со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны простые дождемеры. Эти дождемеры размещаются в разных точках тропинки, сравнивая, где выпадает больше осадков, и, анализируя, почему это происходит (на открытом месте и под кронами разных деревьев).
Точка 2
«Черёмуха» - рассматривают ствол, ветки, листья, рассматривают плоды. Это удивительное дерево любит влажные места, поэтому чаще всего растет вблизи водоемов, речек и ручьев. Но его можно встретить и в городских дворах, скверах парках, в местах, где много солнца и света. Расцветает черемуха в мае. На веточках распускаются душистые гроздья белоснежных цветов, от которых исходит чудесный аромат. А в августе вместо белоснежных цветков появляются чёрные ягодки.
Точка 3
«Сирень» - роскошный кустарник, чрезвычайно выносливый, который отлично растёт на открытом воздухе и украшает весной сады крупными соцветиями своих душистых цветов цветами. рассматривают сирень, отмечают форму и цвет листьев и цветов сирени, её красоту. Сравнивают сирень с рябинкой, называют сходства и различия.
Точка 4. «Клён» - рассматривают кленовые листья, сравнивают их с листьями других деревьев.
Если присмотреться то, кажется, что его красивые листья выкованы из тончайших золотых пластинок. Дерево очаровывает богатством оттенков. Если внимательно рассмотреть лист, то видно, что у каждого своя окраска. А форма у всех одна: округленная с пятью-семью острыми выступами. Это и определило название самого распространенного у нас клена - остролистный.
Клен – хороший медонос. Сок клена сладкий. Особенно клена сахарного. Сок нашего остролистного клена тоже очень вкусный – недаром в старые времена готовили квас, различные освежающие напитки.
Кленовая древесина легкая и прочная – из неё делают музыкальные инструменты (Особенно ценен клен для деревянных духовых инструментов). Из листьев делают черную и желтую краску, а кору используют в химической и фармацевтической промышленности.
Клен считается предсказателем погоды. Когда с черешков ветки капелька за капелькой текут «слезинки» - клен как - будто плачет, значит, скоро будет дождь.
Точка 5. «Яблоня» - рассматривают яблоню, выясняют, что это – дерево. На нем есть ствол, ветки, кора, листья. Яблоко самый распространённый фрукт, очень полезный, в яблоках много витаминов.
Точка 6
«Черноплодная рябина» Арония черноплодная — сильноветвящийся кустарник, высотой до 2,5—3 метров в высоту. В молодом возрасте крона сжатая, компактная; в зрелом — становится раскидистой и достигает 1,5—2 метров в диаметре. Однолетние побеги красно-бурые, затем тёмно-серые[5].
Листья 2,5—7 2,5—3,5 см. Начиная со второй половины сентября листья окрашиваются в красно-пурпурные тона[6].
Цветки, небольшиес пятью свободными лепестками, белые или слегка розоватые, диаметром 5—6 см. Цветёт в конце весны — начале лета после облиствения в течение 10—14 дней[5].
Плоды шаровидные, реже сдавленно-округлые, чёрные или чёрно-пурпурные, блестящие, с сизоватым налётом, 6—8 мм в диаметре, съедобные, кисловато-сладкого вкуса с вяжущим терпковатым привкусом
Точка 7.
«Птичий городок». – скворечники и кормушки для птиц. Наблюдение за птицами в разное время года; слушание пения птиц; выработка правил поведения.
*Синицы – красивые птички ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Ранней весной синица начинает вить гнездо. Синицы многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Своё название получили за звучание своей песенки: «сии-сии» или «ции-ции».
*Воробей – маленькая шустрая птичка. Различают два вида воробьёв – городские и деревенские. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение скромное, серое. Деревенский воробей более робкий, но наряднее своего брата. Воробьи очень прожорливые птицы. Они истребляют не только вредителей насекомых, но и вредят урожаю. Воробей плохой строитель, не умеет комфортно строить гнездо, поэтому чаще захватывает чужие гнёзда, и выгнать его оттуда бывает непросто.
*Сорока – лучший строитель в лесу. Она не любит занимать своё старое гнездо, и каждый год строит новое. Гнездо у неё просторное и прочное, дно выложено сухой травой и мхом. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья
семья большая – 8=10 малышей. Сорока разбойница и воровка, запросто может украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда
Игра: «Какая птица улетела?»
Цель игры: закрепить названия птиц.
Дети внимательно смотрят на картинки с изображениями птиц, которые демонстрирует воспитатель, запоминают их. Затем закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети отгадывают, какой птицы не стал
Точка 8. «Ель» -- дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают ель с другими деревьями Вечнозелёное дерево.
Кора от серого до красновато-коричневого цвета, тонкая и чешуйчатая (сложена из тонких пластинок, иногда со смоляными пузырями (например Picea engelmannii, со временем становится относительно толстой и бороздчатой. Листья игловидные (хвоя, зелёные, короткие. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые.
Живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600).
Точка 9.
«Цветник» - помогают высаживать растения, ухаживают за ними.
Цветы – это растения, постоянно приносящие человеку радость и эстетическое наслаждение. Они способны не только поднять наше настроение, но и улучшить энергетику человека. Растение радует каждого из нас своей зеленью, распускающимися бутонами цветов, и мы всегда с удовольствием смотрим на цветы. Дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, следить за появлением семян.
Если я сорву цветок,
Если ты сорв шь цветок,
Если все: и я, и ты
То останутся пусты И деревья и кусты… И не будет красоты
Точка 10.
«Академия букашек» - дети рассматривают паутинку. Педагог предлагает отгадать загадки про насекомых, рассказывает детям интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, читает стихи и сказки про насекомых
Точка 11.
«Берёза» - рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях берёзы («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи об этом дереве.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза.)
Рассказ воспитателя о березах.
Ребята, давайте подойдем к березке и обнимем ее. Какая она стройная, белоствольная.
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли. (Дети обнимают березку).
Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол) Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Это вещество придаёт берёзе белую окраску. В любое время года мы можем узнать берёзу, потому что черно-белый ствол только у берёзы. Стволы покрыты тонкой берестой. Чёрные точечки на стволе берёзы, называются – чечевички. Берёзка с помощью них дышит. Нравится вам берёзка? Давайте погладим березку и скажем ей добрые слова "Расти, милая березонька, радуй добрых людей"
-В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. Давайте поиграем в хороводную игру «Березка». Игра Всех мы за руки возьмем И к березке подойдем, Ты, березка, подскажи, Что нам делать – покажи. Водящий показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т. д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения
Литература:
• Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М: Мозаика-синтез, 2011.
• Веракса Н. Е. ,Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М: Мозаика-синтез, 2016.
• Веракс / а Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников Для занятий с детьми 4-7 лет. - М: Мозаика-синтез, 2017.
• Гарбуз О. А. «Экологическая тропинка в ДОО». Журнал «Ребёнок в детском саду» №6, 2016.