Наталья Герасимова
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать +Заказ
Введение
1. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанным особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; … Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя такими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Экологическая работа начинается в детском саду. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знания особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослым, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Ведь в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, в помещении, на участке детского сада.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях
Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы.
Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого.
Важно не дать угаснуть детской любознательности, помочь в познании окружающего мира.
II. Детский сад № 2 расположен в экологически чистом район города Чебоксары, по адресу: Юго-Западный бульвар 15. В микрорайоне, где находится наш детский сад, имеется большое количество зеленых насаждений. Недалеко от детского сада есть детская библеотека, где можно познакомиться с разнообразной детской литературой, в том числе и на экологическую тему.
На территории детского сада произрастают деревья: березы, рябины, клены, яблони, ели, сосны, туи и т. д. Кустарники: сирень, дерен и другие. Клумбы оформлены разнообразными однолетними и многолетними цветами.
В последнее время стала замечать, что интерес детей к наблюдению за различными объектами живой и не живой природы на участке нашей группы значительно уменьшился, а так же наблюдая за некоторыми детьми, было отмечено не просто равнодушие, но даже агрессивное поведение к растениям и появившимся, с наступлением тепла, насекомым. Это было замечено не только воспитателем, но и родителями, которые обратились за советом, как реагировать на такое поведение детей. Было решено создать на участке, так называемый «Птичий мир». Для этого установить «Птичий столб», который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке. На рябине, растущей на участке нашей группы, расположить гнезда различных птиц. Тем самым мы сможем заинтересовать детей, познакомить с гнездами различных птиц, объяснить и показать, что дерево – это дом для пернатых, а раз птицы питаются насекомыми, то и они необходимы, т. к. без них наши пернатые друзья могут погибнуть. Для эстетического оформления участка планируется высадить рассаду цветов в «волшебный пенек», который будет оформлен в виде веселого гномика. И что самое, интересное – это создание небольшого искусственного водоема. Так как мы живем в городе, и выход на настоящий водоем является довольно проблематичным, создание на участке искусственного водоема позволит познакомить детей не только с его растительностью, но и с насекомыми живущими, как в самом водоеме, так и около него. ( например: жук плавунец, стрекоза и т. д., а так же создать так приятную в жаркий, летний день свежесть и прохладу. Красота, новизна, необычность не оставит детей равнодушными к природе.
Цель: Создание на участке детского сада познавательного, опытнического – исследовательского пространства для развития активной, творческой личности ребенка.
Это позволит повысить интерес детей к природе, наполнить ум и сердце драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, научит ценить и любить его.
Переоборудование участка привлечет большее количество птиц, а следовательно повысится заинтересованность у детей, родителям же приходящим за детьми после трудового дня будет приятно отдохнуть и понаблюдать за действиями своих детей.
Задачи проекта :
1. Активизация интеллектуально-познавательной деятельности в процессе общения с природой.
2. Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние не живой природы – растительный мир – животный мир.
3. Развитие аналитического мышления (экспериментально-поисковая деятельность при решении проблемы).
4. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, развивать любовь к ней, желание любоваться окружающим миром.
5. Составление плана будущего участка, изготовление макета.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Промежуточные результаты:
1. Обобщили знания о живой и неживой природе. Сформированы навыки поисково - исследовательской деятельности.
2. Участие в проекте педагогов, детей и родителей.
3. Изготовление макетов, составление альбомов о растительном и животном мире, составление гербария и создание природоведческого материала.
4. Экологическо – туристические экспедиции, игры-путешествия, досуги, развлечения.
5. Сформированы системы краеведческих знаний о традициях, достижениях.
Ожидаемый результат:
Создать на участке детского сада познавательно, опытническое – исследовательское пространство для развития активной, творческой личности ребенка.
1. Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность в процессе общения с природой.
2. Развивить умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние не живая природа – растительный мир – животный мир.
3. Развить аналитическое мышление (экспериментально-поисковая деятельность при решении проблемы).
4. Воспитатать у детей потребность в общении с природой, развить любовь к ней, желание любоваться окружающим миром.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С июня по август включительно.
Участок для прогулок оборудовать новыми атрибутами:
- «Птичий столб»
- «Дерево гнездования»
- «Искусственный водоем»
- «Клумба – ГНОМИК».
МОНИТОРИНГ
Показатели наблюдения за детьми (конец средней группы)
1 показатель
«Живое – неживое»
6 картинок с изображением живых объектов, 4 картинки – неживых объектов.
Вопросы и задания:
«Назови, что нарисовано на этих картинках».
«Выбери те картинки, где нарисовано живое»
«Почему ты решил, что это живое?»
2 показатель
«Внешнее строение животных и растений»
Подбираются картинки с изображением хорошо знакомых животных и растений, можно из живого уголка. Материал должен соответствовать возрасту и пройденному материалу.
Вопросы:
«Кто это?»
«Что за растение? Как оно называется?»
«Как ты узнал, что это морская свинка?»
«Расскажи, что ты знаешь о морской свинке».
3 показатель
«Потребности»
1. Выкладывают карточки с изображением:
Тепло – костер
Солнце – свет
Земля – место обитания
Тарелка – пища
Дом, гнездо – место пребывания (где можно жить)
Капельки – вода
Пузырьки – воздух
Костер – заштриховано – тепло
Вопросы:
«Почему ты думаешь, что здесь заштриховано тепло?»
(рядом с костром тепло)
«Солнце это свет. Почему?» и т. д.
2. Выкладываем картинки, на которых нарисованы человек, цветок, птица, собака.
Вопросы и задания:
«Что нарисовано на картинках?»
«Выбери, что нужно птице для жизни»
«Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?»
«Что нужно собаке, чтобы она могла жить?»
«Что нужно человеку, чтобы жить?»
3. В выпускной группе модули не показываются. Используются картинки с изображением человека, цветка, птицы, собаки (возможен другой набор картинок).
Вопросы те же, что и в предыдущем пункте.
Высокому уровню соответствует: дети дают обобщающий ответ, что нужно для всех живых организмов.
4 показатель
«Практические умения»
Цель: Выявление умения подобрать объект для ухода; средств труда;
трудовые действия детей; мера ухода.
Ниже среднего: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают средства для ухода, неправильные трудовые действия, не знают меры ухода.
Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают средства ухода за живыми объектами.
Выше среднего: достигают результата самостоятельно и качественно.
5 показатель
«Отношения к объектам природы»
Диагностика проводится в заранее подготовленном месте, например в уголке природы, где расставлены красивые игрушки, раскладываются книги, в центре помещается растение, которое нуждается в поливе
Дети приглашаются по 2 – 3 человека.
Задание: «Пока я буду занята, вы, ребята, можете позаниматься сами».
Смотрим и фиксируем действия и речь детей.
Обработка результатов: осуществляется по группам.
Ниже среднего: равнодушие, негативные поступки.
Средний: неустойчивый интерес
Выше среднего: устойчивый интерес, задают вопросы, совершают позитивные поступки.