Цвых Татьяна
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №510 «Калинка»
Педагогический проект
Составители:
Воспитатели группы №3
Цвых Татьяна Сергеевна.
Новосибирск- 2020
Содержание
1. Актуальность ….3
2. Этапы создания и оформления тропы…6
3. Цели, задачи и ожидаемые результаты…. 8
4. Формы и методы работы в процессе реализации проекта…9
5. Реализация проекта…. 10
6. Заключение …14
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
7. Литература …15
8. Приложение…. 16
1. Актуальность.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений –это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей –работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте,проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Мир, окружающий ребенка, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия,а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Итак, любовь к природе, сознательное,бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
2. Этапы создания и оформления тропинки
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, Н. А. Рыжова предлагает использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.
Этапы создания и оформления тропинки
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий.
3. Цели, задачи и ожидаемые результаты
Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
4. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Организация экскурсий по экологической тропе
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков
• Оформление материалов проекта
5. Реализация проекта.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически грамотно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы
Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования.
Продукт проектной деятельности : план-схема экологической тропы участка детского сада, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры.
1 этап. Подготовительный.
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире Август с 01 по 09
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта Август с 05 по 07
Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами Август с 010по 09
2 этап. Содержательный
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Составление перечня экскурсионных объектов
Вычленение на местности имеющихся объектов, перенос на тропу или изготовление необходимых объектов
Август с 10 по 12
Разработка проекта, изготовление карты-схемы, подготовка экскурсии Написание и разработка публицистического текста (легенды) для рассказа экскурсовода Август с 01 по 31
Экскурсионный маршрут.
Название Цель Объект наблюдения
«Еловый лес» -сравнить хвойные и лиственные деревья
-учить делать выводы Ель
«Сирень» -научить детей различать дерево от кустарника,
- учить заботиться о них. Сирень
«Дикая черемуха» - Формировать представления о дикой черемухе и ее разновидностях, о том как ему помочь пережить холодную зиму.
-Учить заботиться о деревьях.
Дикая черемуха
«огород»
-наблюдение за огородом как растут овощи и как им нужно помогать для лучшего урожая.
Огород возле центрального входа.
«Рябиновая аллея» -Расширить представления детей об образе рябине
-какую пользу рябина приносит зимой Рябина
«выставка кормушек» -наблюдение за кормушками как птицы прилетают поклевать зернышки поговорить что можно класть в кормушки.
Кормушки на территории детского сада
«Птичий дом»
(площадка группы №3) Рассмотреть кормушку на нашем участке, принести для нее зерен.
Кормушка на нашей площадки
«выставка лягушек»
-посмотреть какие лягушки у нас появились. Лягушки под окном 1 группы.
«метеостанция» -наблюдение за осадками облаками, ветром. Объяснить детям что такое метеостанция.
Метеостанция на территории детского сада.
3 этап. Итоговый
Проектная деятельность Задачи
Сроки реализации
Беседа по итогам экскурсии по тропе.
Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа». Формирование устойчивого интереса к живой природе.
Август с 24 пол 28
Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. Август с 17 по 19
Заключение
Благодаря экскурсиям, проводимых на экологической тропе, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания.
• Для воспитателей экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.
• Для воспитанников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.
•
Литература
1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы» под редакцией– М. : Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
4. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.