Никоненко Ирина
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
2. Этапы создания и оформления тропинки
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.
Этапы создания и оформления тропинки
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий.
3. Цели, задачи и ожидаемые результаты
Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
4. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Организация экскурсий по экологической тропе
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
• Оформление материалов проекта
5. Реализация проекта.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически грамотно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы
Роль родителей в реализации проекта: помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии.
Продукт проектной деятельности: план-схема экологической тропы участка детского сада, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры, коллекции.
1 этап. Подготовительный.
Проектная деятельность Задачи
Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта
Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами
2 этап. Содержательный
Название Цель
«Дорожки здоровья»
(площадка 2 группы) -позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
-развитие физической силы, гибкости тела, координации движений ребёнка.
«Птичий дом»
(площадка 4 группы) -прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
-знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле;
-развивать познавательную способность дошкольников.
Альпинарий -формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника;
-дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы)
Клумба «Звёзда» - уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- дать представление о сезонных работах в цветнике;
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;
- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
Еловый лес -сравнить хвойные и лиственные деревья
-учить делать выводы
Метеостанция -развитие наблюдательности, умение делать выводы, обобщать;
-обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Огород -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
- развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками. - огородные грядки;
«Зелёная аптека» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
«Берёзовая роща»
(стадион) -наблюдение за березами разного возраста и разной толщины
-развивать умение сравнивать и анализировать
Сад Пионов
-эстетическое воспитание
-познакомить с необычным цветком-пионом
Коллекция Бабочек
(площадка 6 группы) -научить видеть красоту живой природы
-прививать интерес к изучению насекомых родного края
-развивать умение сравнивать
«Лебединое озеро»
(площадка 14 группы) -расширять знания об экологических зонах и их обитателях
-развивать умение составлять описательный рассказ на основе увиденного
«Лавочка- отдыхалочка»
(площадка 2 группы)
-сенсорное развитие детей во время прогулок
-беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
-эстетическое развитие
-чтение художественной литературы
-формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе
3 этап. Итоговый
Проектная деятельность Задачи
Беседа по итогам экскурсии по тропе.
Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа». Формирование устойчивого интереса к живой природе.
Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей.
Литература
1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы» под редакцией– М. : Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
4. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.