Литвиненко Юлия Викторовна
Познавательно-исследовательский проект «Экологическая Тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа"
Актуальность
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства является охрана окружающей среды, Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопользования.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Экологическая Тропа“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемые результаты:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Многие дети научатся проводить простые опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
• Узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
• Дети будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
• К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта:
Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы МАДОУ «Березка».
• Занятия - путешествия по экологической тропе.
• Использование сказочных персонажей.
• Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
• Практическая деятельность с природными объектами.
• Наблюдение за живой и неживой природой.
• Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
• Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т. д.).
• Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, мультфильмов и видеосюжетов.
Экологическая тропа
Экологическая тропа расположена на территории ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей, такие как:
• начало тропы «Наш огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе);
• остановка «Альпийская горка»;
• остановка «Пруд»
• остановка «Уголок леса» (сосны, березы, осина);
• остановка «Птичий городок»;
• остановка «То березка, то рябинка»;
• остановка «Летняя лаборатория» (песочница);
• остановка «Мир насекомых» (экологические акции, наблюдения);
• остановка «Лютики-цветочки» (посиделки в цветнике – в гостях у Феи цветов);
• конец тропы «Дерево мудрости»
Природные объекты:
1. «Наш огород»
Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.
Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
2. «Альпийская горка
Эта видовая точка представляет собой постоянно изменяющуюся рукотворную горку рядом с огородом, в хорошо освещенном пространстве, где подобраны разнообразные декоративные, цветущие растения, привлекательные для проведения наблюдений, дизайнерской деятельности.
Задачи: формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника; о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы).
3. «Уголок леса»
Задачи: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться. Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к деревьям – долгожителям; формировать представление о красоте и неповторимости «зеленого мудреца».
Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.
Обращается внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
4. «Тропинка здоровья»
Задачи: развитие здоровья детей, формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности.
5. «Птичий базар»
Задачи: расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, о жизни птиц. Учить детей называть птиц, прилетающих на территорию детского сада, рассказывать об их внешнем виде, особенностях поведения; развивать наблюдательность. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их.
6. «То березка, то рябинка»
Задачи: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться. Учить детей различать деревья по внешним признакам.
Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.
Задачи: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться. Учить детей различать деревья по внешним признакам.
7. «Летняя лаборатория»
Задачи: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)
8.«Мир насекомых» (экологические акции, наблюдения);
9. Остановка «Лютики-цветочки» (посиделки в цветнике – в гостях у Феи цветов);
•
10. Конец тропы «Дерево мудрости»
Результат.
Дети знают:
• У детей имеется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
• Дети умеют проводить простые опыты, исследования объектов природы, заниматься поисковой деятельностью.
• Знают о жизни растений (деревьев, кустарников, трав,умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
• Бережно относятся к природе.
• К экологическому проекту привлечены родители.