Елена Хамова
Проект «Взрослые и дети в стране Экономике»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Актуальность проекта «Взрослые и дети в стране «Экономика»
2. Цель и задачи
3. Этапы проекта и содержание
4. Ожидаемые результаты и социальный эффект в итоге работы над проектом «Азы финансовой грамотности»
5. Список используемой литературы
Актуальность проекта «Взрослые и дети в стране «Экономика»
Публикация «Проект „Взрослые и дети в стране Экономике“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В настоящее время значительно повышаются требования к экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей как часть общечеловеческой культуры, и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к себе и окружающему миру.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Задача педагога детского сада - стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Цель:
Формирование экономического мышления как социокультурной ценности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть ребенку окружающий природный и рукотворный мир как результат труда людей.
2. Научить ценить этот мир, правильно пользоваться тем, что создают руки человека.
3. Обучать правилам жизни и нормам экономики как составной части этой жизни.
4. Научить правилам поведения в реальной жизни, развивать разумные потребности.
Этапы проекта:
I. «Семья, профессия, доход»
II. «Рынок товаров и услуг, потребности, расход»
III. «Что нельзя купить за деньги?»
I. «Семья, профессия, доход».
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о близких родственниках, роде деятельности, видах дохода (зарплата, стипендия, пенсия).
2. Развивать разумные потребности детей, поощряя желание заниматься полезным трудом.
3. Воспитывать уважение к человеку, умеющему трудиться, честно зарабатывать за свой труд деньги, хорошая работа, интересная профессия - это благо, которым нужно дорожить.
Обогащение представлений детей о хозяйственной деятельности людей, знакомство с профессиями сопровождается заучиваниями пословиц и поговорок о труде, в сюжетно-ролевых, дидактических играх: «Семья», «Профессии», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?» дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируются реальные жизненные ситуации.
Развитие творческих способностей детей происходит при организации изобразительной деятельности: «Я и моя семья», «Профессия моей мамы», «Орудия труда» и т. д.
Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; анкетирование и проведение опросов с различной экономической тематикой. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).
Организация групповых дискуссий для родителей в режиме online при помощи социальных сетей (WhatsApp, Viber, телеграмм, вконтакте, скайп и пр.).
Проведение открытых занятий с использованием электронных носителей (CD- и DVD –дисков, флеш-карт, презентации проектов на темы финансовой грамотности для родителей, сотрудников и детей. Организация викторин, конкурсов, КВН и прочих интеллектуальных мероприятий для взрослых и детей.
II. «Рынок товаров и услуг, потребности, расход».
Задачи:
1. Познакомить с процессом производства и потребления товаров и услуг.
2. Показать способы ведения домашнего хозяйства.
3. Воспитывать разумные потребности.
Обсуждение с детьми вопросов о хозяйственной деятельности человека в быту. Обращать внимание на мир окружающих вещей, которые изготовлены или куплены, на них потрачены деньги, время и труд. Если их беречь, то сэкономленные деньги, время и труд можно потратить на игрушки, развлечения, добрые дела.
Познакомить с приборами, помогающими сэкономить время, природное сырье и деньги.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводить в ходе игры - путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада», «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии: в парикмахерскую, ателье, кондитерскую, и другие сферы товаров и услуг. Проведение ярмарок, конкурсов поделок, аукционов. Варианты возможных бесед на темы финансовой грамотности для детей:
«Для чего беречь игрушки (вещи, предметы быта и т. д. ?»
«Сколько стоит свет?»
«Куда ушла вода?»
«Как сохранить тепло?»
«Как в кошельке появляются деньги?»
На примере темы «Куда ушла вода?» (презентация, беседы, рисунки и т. п.) донести до детей в т. ч. других ДОУ, показать насколько важно и нужно уметь экономить воду.
III. «Что нельзя купить за деньги?»
Задачи:
1. Учить правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.
2. Познакомить с историй происхождения денег, показать их роль в экономической жизни общества.
3. Воспитывать навыки и привычки культурного поведения. Разбираться в понятиях «щедрость», «благородство», «честность».
4. Прививать здоровый образ жизни как залог успешности во всем.
Хорошо использовать метод проблемного обучения. Вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок,путаниц и т. д. Очень актуально экспериментирование, опытно - исследовательская и проектная деятельность, так как открывает неограниченные возможности для расширения области познания, самостоятельного поиска ответов на вопросы. Ребёнок с помощью педагога может раскрыть для себя такие темы как: «Как появились деньги?», «Кому нужна реклама?» и другие. Приобретённый опыт может оказаться очень полезным при обучении в школе.
Идеальный вариант использовать элементы технологии ТРИЗ, которая раскрывает огромные возможности для анализа различных объектов, решения ситуативных загадок, разбора ситуаций. Различные варианты таких игр как «Да - нет», «Хорошо - плохо» на экономическую тематику наталкивают детей на глубокие размышления, затрагивающие все сферы жизни. Способствуют формированию экономического мышления, поиску рациональных решений такие приёмы как «Что из-за этого может быть», «Эта ситуация из какого мира?», составление схем рациональных действий.
Использование технологии даёт большие возможности для развития творческих способностей в рамках экономической тематики. Например, «Придумай новый товар», «Деньги будущего» с заданными свойствами. Не говоря уже о том, какой полёт для творческой мысли даёт тема «Реклама».
Составление дидактических и тематических материалов (деньги, товары, атрибуты труда, профессий и пр.) для проведения финансовых игр.
Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников. Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания.
Ожидаемые результаты и социальный эффект в итоге работы над проектом «Азы финансовой грамотности»
Благодаря изучению и систематизации методической, специальной, художественной литературы по экономическому воспитанию дошкольников, а также разработке систем и этапов занятий по экономическому воспитанию проектируется расширение кругозора детей, обогащение словарного запаса новыми понятиями, введение их в активную речь.
Результаты работы по проекту приведут к развитию логичности, нестандартности, самостоятельности мышления и направят к появлению деловых качеств личности ребёнка и этических представлений.
Проведённые мероприятия помогут воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к результатам человеческого труда. Сформировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научится уважать интересы близких ему людей.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей, оказывает влияние на установление более доверительных семейных взаимоотношений.
Список используемой литературы :
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
Используемая литература
1. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
2. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.
3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
6. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Н. Новгород, 2015.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику Н. Новгород, 2013.
8. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.
9. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
10. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
11. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
12. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. М. : Творческий центр «Сфера», 2009.
Интернет-ресурсы
1. http://www.economicportal.ru – словарь экономических терминов
2. http://www.edu.ru - Российское образование. Федеральный портал
3. fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
4. минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
5. вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»