Ильгамия Шарипова
Проект «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Решаемая проблема
Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Целевая группа:
Родители дошкольников, педагоги и специалисты детского садa.
Публикация «Проект „Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке детей к школе“» размещена в разделах
Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением. Освоить новые формы получения и обмена профессиональной информацией.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами (психологом, педагогом).
Педагоги и специалисты:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях для дальнейшего сопровождения их в образовательном процессе;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;
• получат возможность оперативного получения "обратной" связи.
Дети:
• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
Идея проекта
Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.
Цель проекта
Создание условий для информационной и психологической подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Этапы проекта
1. этап – "Подготовительный". Разработка структуры. Подготовка технической и методической составляющей проекта. Оповещение возможных участников
2. этап – «Круг проблем». Определение круга наиболее часто встречающихся вопросов по подготовке детей к школе.
3. этап - «Копилка идей». Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы : «А я это делаю так!»
4. этап – Формирование тематической копилки ссылок на интернет-ресурсы в помощь родителям и педагогам.
5. этап – «Подведение итогов». Аналитические отчеты. Создание презентации.
Ожидаемые результаты проекта
Освоение новых форм взаимодействия специалистов, педагогов, родителей. Повышение педагогической компетентности всех участников проекта.
Как следствие этого - более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
Как будут результаты оцениваться и обсуждаться
Так как проект состоит из этапов, то и обсуждение результатов целесообразно проводить поэтапно.
1. По завершению «Подготовительного» этапа проектная команда оценивает действия участников в определении цели и задач проекта, полноту проработки структуры проекта, учет ресурсов, необходимых для выполнения проекта, согласованность работы команды на 1-ом этапе.
2. По завершению проекта на этапе «Рефлексия» определяется качество работы каждого участника, выявляются достоинства и недостатки проекта, происходит обмен опытом.
3. Результаты форума определяются после его проведения: выясняется количество участников, их отзывы, результаты анкетирования, количество проконсультированных и т. д. Все это отражается в итоговой презентации, работу над которой участники также совместно обсуждают.
Окончательные результаты проекта появятся только к концу сентября первого года обучения первоклассников, когда можно будет провести опрос родителей и педагогов о том, как им помог проект в подготовке детей к обучению в школе.
План реализации проекта :
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта, подбираются методические материалы для проведения форума, продумываются формы оповещение возможных участников (текст объявления для родителей и педагогов, создание буклета с аннотацией проекта, разработка опросника для родителей "Что я хочу узнать о школе?"). Продолжительность этапа с февраля по март. Реализация непосредственно проекта планируется во второй половине марта месяца. Само мероприятие будет проходить в три этапа:
1. – «Круг проблем». На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе,
2. - «Копилка идей». Здесь уже возникает полноценный диалог не только родителей между собой по обмену опытом подготовки к школе, но и консультации специалистов. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы : «А я это делаю так!»
3. – Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
На завершающем этапе группой планируется оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации
Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту
Родителям будущих первоклассников раздаются буклеты с кратким описанием идеи и сроков проведения проекта или вывешивается объявление.
Информирование воспитателей детского сада, педагога-психолога, других специалистов детского сада.
Какие риски есть у проекта и как их минимизировать
Риск - недостаточная активность родителей,психологической неготовности к открытому общению.
Выход: дополнительное обучение родителей.
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
Обладать организаторскими способностями
Знать и владеть приемами работы
Быть компетентным специалистом в своей сфере деятельности, обладать хорошими коммуникативными навыками
У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консуль-тации
• администрация школы,
• врач-педиатр поликлиники,
Команда проекта
1. заведующий детского сада;
2. старший воспитатель детского сада ;
3. педагог-психолог детского сада.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе :
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности
родителей через специальные лекции, семинары,
пособия, родительские уголки, индивидуальные
беседы, групповые консультации, дискуссии,
круглые столы.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада
посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей :
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
• Совместные досуги, праздники.
• Участие родителей в выставках.
• Организация дней открытых дверей.
• Выпуск газет.
• Организация мини-библиотеки.
• Семинары – практикумы.
• Устные педагогические журналы.
• Игры с педагогическим содержанием.
• Занятия о профессиях, которые проводят родители.
В работе по подготовке к школе детей к школе также используются :
1. Анкетирование, тестирование, диагностика:
проективная методика «Моя семья»;
тест «Два домика»;
по эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе;
выявление особенностей воспитания детей в семье;
анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.
1. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями;
2. Определение стиля общения воспитателя с родителями;
3. Карта оценки особенностей развития ребенка.
Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей
1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;
2. Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.
2. Беседы, консультации, рекомендации.
*Внеплановые индивидуальные беседы;
*Рекомендации по изучению педагогической литературы;
*Рекомендации по использованию методических пособий;
*Консультации врача;
*Консультации педагога-психолога;
*Консультации инструктора по физкультуре;
*Консультации музыкального руководителя.
Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе :
*Адаптация к школе;
* Как развивать самостоятельность ребенка
*Как научить ребенка общаться"
*Компонент «школьнозрелости ребенка».
3. Организационные мероприятия.
*День открытых дверей;
*Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника»;
*Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
*Родительская гостинная;
*Педсоветы.
Организационные мероприятия по подготовке к школе.
* Педсовет «Скоро в школу» с участием родителей, учителей нач. классов. Форма проведения - «Круглый стол»
* Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки;
* Заседание семейного клуба для родителей в форме игры «Счастливый случай»
4. Выставки.
*Выставки детского творчества;
*Выставки творчества взрослых;
*Выставка игрушек для игр дома;
*Выставка детской литературы для семейного чтения;
*Выставка педагогической литературы для семейного чтения.
5. Наглядность.
*Рекламно-информационный стенд;
*Подборка лекций педагогов-специалистов;
*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
*Подарки и приглашения к праздникам;
* Газета для родителей «Скоро в школу».
6. Организация праздников и развлечений.
*Подготовка детей;
*Изготовление костюмов и атрибутов;
*Исполнение ведущих ролей;
*Организация дней рождения детей;
*Участие в спортивных развлечениях;
*Фотографирование детей, видеосъемка.