Тувина Татьяна Петровна
Проект «Вырасти растение» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила Тувина Татьяна Петровна.
МБДОУ 47. Г. ИВАНОВО
Актуальность:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Проект „Вырасти растение“ для дошкольников» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатели – дети – родители.
Продолжительность проекта : 1 месяц- март 2023 г.
Цель проекта : формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
Задачи:
1. Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах, сенсорные эталоны.
2. Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
3. Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
4. Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, примами лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги-дети-родители:
Дети:
Расширение знаний детей по экологической культуре;
Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира;
Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
Формирование бережного отношения к растительному миру;
Формирование уважительного отношения к труду;
Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги:
повышение педагогической компетенции в данном направлении,
поиск путей реализации задач.
реализация на практике новых методик работы с детьми.
Этапы реализации проекта :
Ознакомительный (подготовительный)
Основной (практический)
Заключительный
Ознакомительный этап.
Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
Работа с родителями:
Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток; раскрашивание картинок «Овощи».
Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» и т. д., рассматривание иллюстраций в книгах.
Памятка для родителей:
-сообщите цель и необходимость поручения;
-помогите выбрать или приготовить нужные орудия труда;
-напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия;
-постоянно контролируйте (только не навязчиво) процесс и результат труда;
-фокусируйте сознание ребенка на радости от получаемых результатов и на победе над ленью и равнодушием.
Ребенок разлюбит трудиться, если:
- трудом его наказывают;
-торопят в ходе трудовой деятельности, доделывают за него, ориентируясь только на результат, и недооценивают важности самого процесса работы;
- ребенок получает непосильные или непонятные поручения;
-взрослые допускают отступления от принятых требований;
- взрослые не считают нужным благодарить за помощь или просто забывают это делать.
Ребенок полюбит трудиться, если:
-приобщение к труду начнется с раннего детства;
-примером трудолюбивых людей - будут его собственные родители;
-у ребенка имеется свое постоянное трудовое поручение;
-предлагаемая ему работа не пустяковая, а требует определенных усилий и терпения;
-ребенок будет видеть не только результаты своего труда, но и их значимость для семьи, например из выращенных им кабачков сделают икру на зиму, а из собранных им ягод сварят варенье;
-родители серьезно относятся к труду ребенка и его результатам - поощряют и уважают его.
Работа педагога:
Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта; подбор дидактических, подвижных; музыкальных произведений по теме.
Основной этап (практический)
Содержание мероприятий по реализации проекта.
Области познания Форма проведения
Познавательное развитие Экспериментирование: рассмотреть различные растения и их части. Растениям необходима вода. Как часто нужна вода? Растениям необходимо тепло. Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт?», «Рассада», «Вершки и корешки», «Что такое сорняки?»
НОД "Расти, наш огород!", «Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями»
Наблюдения: за ростом растений, части растений. Полив растений.
Речевое развитие Русская народная сказка «Вершки - корешки»; «Зеленая страна» Е. Серова; Ю. Тувим «Овощи»; загадки о овощах и фруктах; драматизация по народной сказки «Репка»; белорусская сказка «Пых»;
Пословицы и поговорки:
«Без капусты щи не густы»
«Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»
«Щей поел – словно шубу надел»
«Огород – для семьи доход»
Загадки про овощи и фрукты.
Стихи.
«Посадила в огороде» А. Максакова; «Летом огород- что город!» Ж. Дарк; «А у нас в саду порядок», «Мы вскопали десять грядок» Т. Казырина
Социально-коммуникативное развитие Просмотр мультфильмов:
«Веселый огород», «Дереза», «Фунтик и огурцы», Сюжетные игры: «Магазин», «Огородники».
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Весёлый огород»; аппликация «Помидор и огурец», лепка «Ягодная корзинка»; раскраски по теме, трафареты. Прослушивание песен. Хороводная игра «Есть у нас огород», музыкальная игра «Огородная-хороводная»
Физическое развитие Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Огуречик».
Физкультминутки: «Жил один садовод.», «В огород пойдем, урожай соберем».
Дидактические игры. «Где, что зреет?», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Приготовь салат».
Работа с родителями:
Беседы с родителями об участии в проекте. Рекомендации по чтению художественной литературы. Рекомендации по наблюдениям. Совместная деятельность.
Заключительный этап.
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
Итоги проекта
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.