детский сад Журавушка
Образовательная практика по основным направлениям ФГОС ДО«Исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада. Воспитателями делается большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Публикация «Образовательная практика по основным направлениям ФГОС до „Исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый вид ориентировочно -исследовательской деятельности организуется взрослым, который обучает ребёнка определённому алгоритму действий.
В первую очередь выбирается тема. Это может быть событие в мире природы или социальном мире, вызывающее интерес и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отталкиваясь от события воспитатель выделяет и ставит проблему, которая побуждает ребёнка сравнивать, различать и соединять факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними.
Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.
Сформированное умение работать по готовому алгоритму, способствует самостоятельному экспериментированию и поисковой активности самих детей в мини-лаборатории.
Мини-лаборатория "Маленький исследователь" организованна в виде хорошо разграниченных центров: центр для проведения опытов, центр "Песок - вода", центр "Космос".
Работа в лаборатории начинается с выбора экспериментальной деятельности детьми посредством экрана выбора.
Самостоятельная деятельность детей в мини-лаборатории планируется в вечернее время. Роль воспитателя состоит в не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы в исследовательской деятельности. Воспитателями разрабатывается перспективный план по экспериментальной деятельности на весь учебный год. в соответствии с темой недели воспитатели меняют оборудование, материал в лаборатории. В рамках темы недели ребёнок делает выбор, с каким объектом, предметом он будет проводить эксперимент. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему7 зачем? как).
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельностью характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. И этот вид деятельности для нас самый ценный. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, занятия, прогулку. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдёт со снегом, если его держать в руках? При какой температуре вода замерзает в луже? Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких "открытий".
Незапланированному экспериментированию может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
"Самое лучшее открытие - то, которое ребёнок делает сам". Ральф У. Эмерсон.
Подготовила: Скрипачёва Е. Н., старший воспитатель Ильичёвского МБДОУ
детский сад № 2 "Журавушка".