Галина Пименова
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение Урюпинский детский сад
МБДОУ Тисульского детского сада №4
Для детей 5 – 7 лет
Воспитатель Пименова Г. Г.
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Все профессии нужны, все профессии важны“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Актуальность проекта:
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходимы новые подходы. Одним из таких подходов, я использовала метод проектов.
Использование проектной деятельности как средства воспитания и обучения в работе с дошкольниками эффективно при условии, что активными участниками образовательного процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей.
Информационно-творческий проект «Все профессии нужны, все профессии важны» позволит систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности к школе.
Новизна проекта заключается в том, что в основу долгосрочного проекта включены мини проекты, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединенную общей целью.
Цель: Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного поселка.
Воспитывать уважение к людям труда.
Задачи:
• Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
• Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
• Продолжать развивать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы.
• Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.
• В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.
Ожидаемые результаты.
У детей сформированы:
• ценностное отношение к труду, способствующее сближению мира детей и взрослых, взаимопониманию.
• системные знания о труде взрослых (предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт - результат труда).
• знания о профессиях, связанных со спецификой родного поселка.
Планируемое время на реализацию проекта
I этап – подготовительный
• определение целей и задач проекта;
• подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и).
• разработка мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
• прогнозирование результата.
II этап – основной (практический)
• организованная непосредственно образовательная деятельность;
• совместная трудовая деятельность взрослых и детей, организация практических трудовых действий;
• наблюдения за трудом взрослых;
• коммуникативная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• художественно-творческая деятельность;
• игровая деятельность;
• моделирование;
• целевые прогулки и экскурсии;
• культурно - досуговая деятельность;
• экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
• встречи с интересными людьми;
• живой пример окружающих взрослых.
III этап - заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Развлечение «Все работы хороши»
• Составление творческих рассказов: «Профессии моих родителей»
Введение детей в ход проекта было проведено через игровую ситуацию с формулировкой проблемы.
Была проведена беседа: «Какая же профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача, воспитателя?» и т. д.
Дети высказали в ходе беседы предположение: «Профессии - все нужные и важные»
Для подтверждения предположения был составлен план совместной деятельности с детьми о важности профессий.
План действий:
• Обратиться за помощью к взрослым;
• Найти информацию в книгах;
• Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями
Ознакомление с профессиями надо начинать с профессий работников детского сада, потому что они наиболее понятны детям, так как дети ежедневно видят и контактируют с этими людьми. В беседах с детьми, наблюдениях, экскурсиях, я подводила детей к понятию общественной значимости труда сотрудников детского сада.
1. Мини - проект «Кто работает у нас в саду»
Задачи Формы работы Презентация проекта
• дать представление о содержании и структуре хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении,
• воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость;
• уточнить знания о профессиях - воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, дворник, прачка и др.
Беседы: «Кто и как работает в нашем детском саду», «Кто что делает», Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей). Витаминизирует пищу на кухне для детей,
Экскурсия на кухню д/сада, НОД «Профессии кулинара, повара»
Наблюдение за трудом прачки, дворника,
Рисование «Удивительный день в детском саду»
Д/игра «Кому нужны эти предметы» Развлечение «Хорошо у нас в саду»
Знакомство детей с работой:
• помощника воспитателя
• прачки
• повара
• медицинской сестры
• дворника
проходило в процессе наблюдений за их трудом, в ходе бесед, совместной трудовой деятельности (помощь детей в уборке игровых уголков, уходе за растениями и т. д.).
По мере накопления информации о профессии «прачки» дети стали бережнее относится к постельному белью, тщательнее мыть руки после прогулки помня о том, сколько белья надо перестирать «прачке» за всеми детьми, наблюдая за ее работой во время экскурсии.
Во время посещения кухни детского сада, дети были поражены размерами посуды, в которой готовится еда для всех детей. Повар познакомила и показала оборудование облегчающие труд поваров, подвела детей к мысли, о том, что необходимо учиться, чтобы вкусно готовить.
Знакомясь с кабинетом медицинской сестры, дети узнали, что кроме профессии «врач» очень значима и профессия «медицинская сестра» в детском саду. Она показала детям наглядно профессиональные действия медицинской сестры. Научила оказывать первую помощь при порезах, показала в игровой форме, как правильно делают уколы, для чего необходимо вести здоровый образ жизни. Обратила внимание, что она училась в медицинском колледже прежде, чем стала медицинской сестрой.
Благодаря экскурсиям, беседам, ежедневным контактам и наблюдениям за сотрудниками детского сада, за их профессиональными действиями, дети расширили свои знания, обогатили игровой опыт, прониклись уважением к сотрудникам детского сада и значимости их труда.
2. Мини – проект «Кто построил новый дом?»
Задачи Формы работы Презентация проекта
• дать представление о строительных профессиях
• воспитывать уважение к человеку труда;
• пополнить знания о конструкциях домов;
• продолжать знакомить с различными строительными материалами. НОД «Строим дом», коллективное конструирование «Улицы города», аппликация «Дома на нашей улице»
Рисование «Строительство нового дома»
Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка», В. Маяковский «Кем быть». Б. Заходер «Строители», Ю. Тувим «Все для всех»
С/р игра: «Строители»
Д/и «Угадай профессию» Выставка «Дом мечты» (макеты домов для игр).
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представление о профессии «строитель», поэтому моей целью было познакомить с профессиями: архитектор, каменщик, штукатур, плотник, водопроводчик, маляр. Подвести детей к мысли о многообразии строительных профессии, разделение труда при строительстве дома.
Для достижения цели использовала чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка», В. Маяковский «Кем быть».
Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями.
Дети погружались в профессию «Архитектор» создавая план дома, зарисовывая его.
Создавали на бумаге в качестве архитектора «Дом Мечты» представленной на выставке.
В качестве каменщиков по плану-схеме возводили из строительного материала дома.
Вместе с родителями из бросового материала конструировали дома представленные на слайде.
Итогом этого проекта стало открытое занятие для гостей нашей группы, где мы обобщили и уточнили знания о строительных профессиях.
3. Мини - проект «Книжкин дом»
Задачи Формы работы Презентация проекта
• Сформировать у детей представление о библиотеке, ее работниках.
• Пробуждать интерес к книгам
• Воспитывать бережное отношение к ним
Экскурсия «Дом, в котором живут книги»
Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»
Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг.
С/р игра:»Библиотека»
Выставка рисунков «Моя любимая книга».
Работник библиотеки познакомила нас с профессией «Библиограф», дети узнали, в чем состоит его работа: выдает книги, общается с читателями – отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочесть,
с правилами, которые приняты для читателей, познакомила с историей появления книги, ее значении в жизни человека.
Также дети узнали о профессии людей, участвующих в создании книг.
Затем дети выступили в качестве авторов, создавая свою книжку-малышку.
Дети попробовали себя в качестве художников-оформителей, рисуя обложку своей любимой книги.
Библиотекарь рассказывала о детских писателях и их новых книгах, устраивает яркие книжные выставки. Дети узнали о различных праздниках, которые проводит библиотекарь – книжные недели. Библиотекарь рассказала о том, какими качествами должен обладать человек данной профессии: бережное отношение к книгам, хорошая память, общительность, внимательность, аккуратность.
На протяжении всей беседы ребята с интересом слушали рассказчика, задавали интересующие их вопросы. После беседы библиотекарь организовала экскурсию по читальному залу библиотеки, объяснила процесс выдачи книг, рассказала о сроках возврата литературы и напомнила о бережном отношении к книгам. Дети с неподдельным любопытством слушали библиотекаря, проходя мимо стеллажей. После рассказа библиотекарь предложила каждому ребенку открыть карточку в их библиотеке, что бы дети могли приходить вместе с родителями и брать заинтересовавшую их книгу.
Во время экскурсии у детей наблюдался эмоциональный подъем, заинтересованность, ребята не отвлекались: с интересом рассматривали книги на полках, общались с библиотекарем, дети проявляли интерес к труду людей данной профессии.
В группе провели дидактическую игру «Кому без них не обойтись?», целью которой было закрепление знаний детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Педагоги совместно с детьми изготовили атрибуты: карточки, бланки, читательские билеты для сюжетно – ролевой игры «Библиотека». Во время проведения игры дети обратили внимание на эстетичный вид книг и заметили, что некоторые книги необходимо подклеить. Ребята проявили инициативу и подклеили книги, которые нуждались в ремонте.
Очень увлекла детей сюжетно-ролевая игра «Библиотека», принимая на себя роль библиотекаря, дети использовали информацию, полученную на экскурсии.
Главным итогом этого проекта, я считаю то, что многие дети записались в библиотеку вместе с родителями и стали больше читать книг.
Проект способствовал воспитанию любви к книге, уважения к людям, создающим их и бережного отношения к книге.
4. Мини - проект «Хлеб всему голова»
Задачи Формы работы Презентация проекта
расширить и уточнить знания детей о профессии пекаря. Цикл занятий «Как хлеб на стол пришел?»
Беседы: «Откуда пришел хлеб?», по картинам «Рожь» И. И. Шишкина, «Ужин тракториста» А. А Пластова.
Чтение литературы: П. Качанов «Хлеб»,С. Погореловский «Хлебушко», Л. Кузьмин «Каравай,каравай», Я. Аким «Отличные, пшеничные», Г. Виеру «Хлеб с росой», С. Михалков «Булка», В. Степанов «Почему у пирога зарумянились бока», Я. Дягутите «Руки человека», «Колосок» укр. нар. сказка, «Легкий хлеб» белорус. нар. сказка, «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г. – Х. Андерсена, пословицы, поговорки, загадки о хлебе.
Экскурсия на «Хлебопекарню».
Д/и «Как хлеб на стол пришел», «От зернышка до булочки», «А что потом?», «Когда это бывает?»,
Участие в конкурсе рисунков «Хлеб – всему голова»
Развлечение «Хлеб – всему голова»
У нас не было возможности познакомить детей с трудом хлебороба, т. к. в нашем поселке хлеб не выращивают. Но перед тем, как дети узнали о профессии пекаря они познакомились с процессом выращивания хлеба, узнали о том, сколько труда вложено людьми разных профессий для того, чтобы пекарь мог испечь хлеб. Во время экскурсии на хлебопекарню дети увидели, как изготавливают хлеб, какой это трудоемкий процесс, попробовали свежевыпеченного хлеба и сделали вывод, почему нужно бережно относиться к хлебу.
5. Мини - проект «Кто нас лечит?»
Задачи Формы работы Презентация проекта
Знакомить с профессией врача Экскурсия в поликлинику
С/ролевые игры «Поликлиника», «Больница»
Дидактические игры: «Кто что делает?»
«Угадай кто изображен?»
Загадывание загадок про врача
Чтение А. Кардашова «Наш доктор», М. Придворов «Доктор Вася», В. Маяковский – «Кем быть?», Ю. Яковлев «Больной», К. Чуковский «Доктор Айболит»
Развлечение «В гостях у доктора Айболита»
Во время экскурсии в поликлинику у детей развивали представления о труде работы медицинской сестры и врача. Учили различать назначение оборудования, насыщенность медицинского кабинета. Воспитывали интерес к труду медицинских работников и значимости профессии медсестры.
В течение экскурсии у детей наблюдался высокий интерес к деятельности медицинской сестры. Дети узнали о назначении медицинского оборудования (ростомер, весы). На протяжении экскурсии дети были внимательны, расспрашивали и сами говорили о специфике работы медицинской сестры, об особенностях труда и значимости данной профессии для людей. Дети высказывали предположения
о том, для чего необходим труд медицинских работников, поскольку дети не обладали определенным багажом знаний. На протяжении экскурсии у детей было хорошее настроение, а содержание беседы было доступным для восприятия.
5. Мини - проект «Кто работает в магазине»
Задачи Формы работы Презентация проекта
• Знакомить с профессией продавца
• Закреплять знания о функционировании магазина
• Формировать навыки культурного поведения в общественных местах
• Воспитывать у детей уважение к труду продавца. Экскурсия в продовольственный магазин
С/ролевые игры «Магазин», «Супермаркет»
Дидактические игры: «Кто что делает?», «Угадай, кто изображен?», «Кому, что нужно для работы?»
Загадывание загадок про продукты
Чтение В. Маяковский – «Кем быть?», С. Михалков «Овощи»,
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
В процессе организации экскурсии в магазин, у детей развивали представления об особенностях работы продавца продовольственного отдела, расположение товара, его названия и хранение. Воспитывали интерес к эстетике оформления полок магазина. Наблюдая за интересом детей во время организации работы продавцов магазина, были выявлены следующие особенности: дети с большим удовольствием знакомились с электронными весами, кассовым аппаратом, ценниками на товарах. Все увиденное дети использовали в ходе сюжетно – ролевой игры.
6. Мини – проект «Профессии моих родителей»
Задачи Формы работы Презентация проекта
• расширять представления детей о профессиях родителей и месте их работы.
НОД «Профессии людей», «Предметы необходимые людям разных профессий»
Беседа «Все работы хороши – выбирай на вкус»,
Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители»
Д/игры : «Все работы хороши», «Угадай профессию», «Кем я буду?», «Кому, что нужно для работы?» Творческие рассказы «Профессии моих родителей»
Праздник «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Активное участие в реализации проекта принимали и родители наших детей.
Детям давалось задание узнать, кем работают их родители. Затем проводилась беседа «Профессии моих родителей», дети учились связно грамотно составлять небольшие рассказы о профессиях своих родителей.
Дети нашей группы узнали, что их родители имеют разные профессии это учителя, медсестры, железнодорожники, продавец, крановщик, социальный работник, шофер, работник Дома Культуры. Дети с увлечением рассказывали о профессиях своих родителей.
Итогом этого проекта явилась, совместная, партнерская деятельность родителей и детей по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых: составление творческих рассказов: «Профессии моих родителей»
Работа над долгосрочным проектом не завершена, ведется накапливание познавательного, дидактического материала, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями: «железнодорожник», «лесник», «учитель», «парикмахер» также в виде мини-проектов
Литература для детей:
Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»
В. Маяковский – «Кем быть?»
А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».
С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».
Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».
С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант».
А. Кардашова «Наш доктор», М. Придворов «Доктор Вася»,
П. Качанов «Хлеб»,С. Погореловский «Хлебушко», Л. Кузьмин «Каравай,каравай», Я. Аким «Отличные, пшеничные», Г. Виеру «Хлеб с росой», С. Михалков «Булка», В. Степанов «Почему у пирога зарумянились бока», Я. Дягутите «Руки человека»,
«Колосок» укр. нар. сказка, «Легкий хлеб» белорус. нар. сказка, «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г. – Х. Андерсена
Литература.
Т. В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях. ТЦ Сфера, 2005.
Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой - М. : «Просвещение», 1983
Т. И. Гризик Ребенок познает мир. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2014.
Н. Н. Кокорева, А. К. Бондаренко «Любить труд на родной земле» - М. : Просвещение, 1987.
Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. М. : Просвещение, 1975.