Мельникова Елена
Проект «Вот оно какое, наше лето!» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса, человек и время года!
Это все вокруг – природа!
Цель, направление деятельности проекта : создать условия для активной деятельности детей через познание окружающего мира (экспериментирования).
Краткое содержание проекта :
Публикация «Проект „Вот оно какое, наше лето!“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
Всем известно, что дети познают все через экспериментирование, путем проб и ошибок. В процессе экспериментирование у ребёнка развиваются память, внимание, логическое мышление и воображение, что немаловажно на сегодняшний день, у него активизируется мыслительный процесс. Мы постараемся помочь ребенку, натолкнуть его на маленькие открытия самостоятельно, с помощью игру с водой, песком и воздухом.
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
В результате осуществления проекта, дети проявят любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, овладеют навыками исследования живой и не живой природы (вода, песок, воздух, растения, узнают их свойства. Ребята более бережно станут относятся к природе (радоваться при виде цветка, птички, солнышка). Будут соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила в природе, проявлять способность решать интеллектуальные задачи, самостоятельно использовать приобретенные знания для решения задач.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Задачи:
1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
3. развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость
4. расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
5. развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
6. развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
I этап проекта : подготовительный
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Работа с детьми.
II этап проекта : основной
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. (К. Е. Тимирязе)
«Песок»
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Песчинки могут образовывать в толще песка своды и тоннели. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
Опыты и эксперименты:
1. «Откуда берется песок»
Цель опыта: помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.
2. «Из чего состоит песок»
Цель опыта: через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Материалы: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
3. «Легко ли сыплется песок»
Материалы: подносы с песком
4."Песочные струйки "
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
4. «Куда исчезла вода?»
Цель опыта: формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
Материалы: ведерки с песком и водой.
5. "Чудесные фигурки "
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.
6. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель опыта: учить общаться с песком осторожно, не рассыпать.
Материалы: мокрый песок, различные формочки.
7. «На мокром песке остаются следы и отпечатки»
Цель опыта: научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материалы: мокрый и сухой песок.
8. «Песочные человечки» Рисуем ручками на песке.
Цель опыта: воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Материалы: веточки
Итоговое мероприятие:
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»
Цель опыта: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
«Вода»
Вода является соединением двух распространенных химических элементов - водорода и кислорода. В чистом виде она не имеет формы, вкуса и цвета. В условиях, свойственных нашей планете, большая часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0 град. до 100 град. по Цельсию. Однако вода может принимать вид твердого тела (лед, снег) или газа (пар). В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния воды - твердое, жидкое и газообразное. Как мы знаем, вода может существовать в каждом из трех агрегатных состояний. Кроме того, вода интересна тем, что является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одновременно представлено в каждом из трех агрегатных состояний. Для того, чтобы это понять, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженым в руках. Замечательная картинка, правда? Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия можно еще осуществить физическое наблюдение. Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе мороженого в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков - газообразная. То есть вода одновременно может находиться в трех различных агрегатных состояниях.
Опыты и эксперименты:
1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда".
Цель опыта: овладение детьми математическими понятиями «полный – пустой», «много – мало».
Материалы: два стаканчика, вода, кукла.
2. "Прозрачная вода может стать мутной".
Цель опыта: знакомство детей с окружающим миром, свойства воды.
Материалы: две баночки с водой, пластмассовые игрушки, мука, чайная ложечка.
3. "Вода может литься, а может брызгать".
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Материалы: лейка с водой, комнатное растение, пульверизатор.
4. "Помощница вода".
Цель опыта: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материалы: чаша с водой, сухая салфетка.
5. "Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".
Цель опыта: знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, качества материалов, действия с водой и предметами).
Материалы: две сухие салфетки, емкость с водой.
6. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
7. "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить"
Цель опыта: Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Материалы: стаканчики с водой, баночки с гуашевой краской -5 цветов, кисточки
Итоговое мероприятие:
«Цветы лотоса»
Материл: цветная бумага, карандаш, ножницы, широкая стеклянная чашка с водой.
«Воздух»
Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.
Опыты и эксперименты:
1 ."Что в пакете? или «Как поймать воздух?»"
Цель опыта: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух; воспитывать внимательность и наблюдательность; закреплять умение следовать указаниям взрослого.
Материалы, оборудование: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
2. "Игра с соломинкой "
Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его; обогащать активный словарь детей: трубочки, дуть, отверстие; продолжать воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Материалы, оборудование: трубочки для коктейля, емкости с водой.
3. «Игры с воздушными шариками»
Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его; обогащать активный словарь детей: упругий, мягкий, надуть; закреплять знания детей о свойствах воздуха.
Материалы, оборудование: два воздушных шарика (один, надутый слабо, другой - надутый сильно.
4. «Чувствуем воздух»
Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий; обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый
Материалы, оборудование: веер, листы бумаги форматом - А 4,
5.«Надувание мыльных пузырей».
Цель опыта: Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей; закреплять знания детей о воздухе; продолжать воспитывать внимательность.
Материалы: баночки с мыльным раствором.
6. «Летающие семена»
Цель опыта:
Материал: крылатки клена, ясеня, семена настурции.
7. «Ветер двигает корабли, и шторы в групповой комнате»
Цель опыта: понаблюдать за движением ветра
Материалы: кораблик, большой таз с водой.
8.«Игрушка-вертушка»
Цель опыта: познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы.
Материалы: вертушки большие и маленькие.
Работа с родителями
Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях ".
Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома.
III этап: заключительный
Показ и презентация родителям готового проекта с фотографиями детей о проделанной работе за летний период.
Литература:
1. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
2. О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
3. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2017 .
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2015.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2014.
7. Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimenty-i-opyt-v-detskom-sadu-252562.html