Катерина Тимофеева
Проект «Вот грибы, грибочки — выросли в лесочке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Обогащение словаря детей в процессе формирования знаний
о разновидностях, свойство грибов».
Тимофеева Екатерина Витальевна
Г. Кемерово, МБДОУ№9
Информационная карта проекта
«Вот грибы, грибочки - выросли в лесочке»
П/н Раздел Содержание
Направленность проекта : Познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : Сентябрь-октябрь.
Тема проекта : Вот грибы, грибочки - выросли в лесочке.
Публикация «Проект „Вот грибы, грибочки — выросли в лесочке“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Участники проекта : Дети средней группы, родители.
Актуальность проекта : В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. Возникла необходимость дать детям бо-лее глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.
Автор: Тимофеева Екатерина Витальевна, Воспитатель
База проекта МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида, средняя группа (4-5 лет) (14 человек, г. Кемерово
Цель проекта : Углубление научных представлений и знаний де-тей о грибах, формирование познавательных навыков.
Обогащение словаря детей в процессе формирования знаний о разновидностях, свойство грибов.
Задачи проекта : Формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе;
Развивать логическое мышление (составление за-гадок, придумывание сказок о грибах)
Познакомить с разнообразием грибов;
Познакомить со свойствами съедобных и несъе-добных грибов;
Формировать умение получать информацию из разных источников.
Ожидаемый резуль-тат Получение информации из различных источников
Продукты детской деятельности Заучивание стихотворения «Грибы»; Сочинение загадок; Изготовление поделок из природного материала; Рисование с элементами аппликации «Корзина с грибами»
Пояснительная записка
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Грибы-грибочки». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе и украсим наш участок.
В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родите-лями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой. Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.
План реализации проекта
Этапы Содержание
1 этап Подобрать методическую литературу по теме
2 этап Подобрать художественную литературу по теме.
3 этап Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
4 этап Составить перспективный план.
Выполнение проекта.
Социально-коммуникатив-ное развитие Дидактические игры: «Выросли грибы»
«Что лишнее?»
«Чудесный мешочек»
«Обведи грибок»
Игра в мяч «Назови грибы, ягоды, фрукты»
«Угадай по описанию»
Настольные игры:
«Разрезные картинки»
«Лото»
Пальчиковая игра:
«Пошли пальцы по грибы»
Безопасность: Беседа на тему: «Как не заблудиться в лесу»
«Где растут грибы и ягоды»
Познавательное развитие Беседы: «Особенности внешнего вида грибов»
Природный мир – «Грибы – особое царство природы
Сюжетные картины на тему «Грибы».
Альбомы для рассматривания: «Грибы»,
Речевое развитие Отгадывание загадок о грибах
Заучивание стихотворений о грибах. «Топ, топ-5 шагов, в туесочке 5 грибов».
Чтение художественной литературы. А. Толстой «Грибы»
В. Катаев «Грибы»
В. Зотов «Мухомор»
Стихотворение «Грибы» Н. Фадеева
В. Зотов «Подберезовик»
Художественно-эстетическое раз-витие. Работа по лепке: «Грибы»
Работа по аппликации: «Корзина с грибами»
Книжки-раскраски: «О грибах и ягодах», «В лесу»
Работа с родите-лями. Оформление папки-передвижки на тему: «Грибное блю-до»
Беседа: «Семейный поход в лес за грибами»
Изготовление атрибутов к сказке «Под грибом».
Совместная дея-тельность. Придумывание загадок о грибах.
Поговорки и приметы.
Поиск информации в энциклопедиях.
Арифметические задачи.
Прогулка:
«Вот он гриб-Боровик и красив, и велик!» (Выкладывание из листьев, коричневые-шляпка, желтые- ножка)
Самостоятельная деятельность. Раскраска «Под грибом».
Изготовление атрибутов к празднику.
Театральная дея-тельность Инсценировка сказки
«Под грибом», показ сказки детям младшей группы
Результат:
В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах, получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание
этап 1 ЭТАП ПРОЕКТА
Цель : Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привле-чения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей.
этап Основной
ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Цель: Постановка проблемы:
Осень к нам пришла!
Сколько ярких красок людям принесла!
Принесла подарки,
Ягоды, грибы.
В огороде много вкусного, смотри!
Вон уже и яблоки спелые висят.
Каждый огородник урожаю рад!
Воспитатель: Ребята, скажите, о чём это стихотворение? Что хотел сказать автор?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Правильно, автор нам рассказывает о прекрасном вре-мени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сра-зу! Что -то человек выращивает сам в огороде и в саду. А вот что дарит нам сама природа?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, богата природа дарами. Это и ягоды и грибы и це-лебные травы. Вот сегодня мы поговорим с вами о грибах. В наших лесах растёт много разных грибов. Давайте посмотрим презентацию «Грибы наших лесов»
Организация деятельности проекта.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В лесу», «Магазин», «Больница».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу.
Настольно-печатная игра «Животные наших лесов», лото «Кто где живёт», «Овощи, фрукты».
Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, раз-вивать связную речь.
Словесные игры «Кто где живёт?», «Доскажи словечко», «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».
Цель: расширять у детей знания об окружающем мире, учить разли-чать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память.
Художественно-речевая деятельность.
Цель: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
• Чтение и заучивание стихов о грибах, осени.
• Беседа: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы».
• Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок.
• Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки по показу воспитателя и других детей, развивать дружелюбие по отно-шению друг к другу.
Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить ра-дость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккурат-ность в работе.
• Аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».
• Аппликация из цветной бумаги и сухих листьев «Осенний гость»
• Лепка различных грибов : подосиновик, лисичка, боровик.
• Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!»
3.4. Выставка. Фотоколлаж «Мы - грибники»
Цель: развить интерес детей к сбору грибов, обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
3.5. Акция «А у нас выросли грибочки!»
(благоустройство участка Детского сада).
Цель: обратить внимание родителей на необходимость в благо-устройстве участка, привлечь их к совместной деятельности.
3 этап этап ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Цель: подведение итогов проекта, подготовка отчет и методических разработок
- Выставка книг «Грибная поляна»
-Фотовыставка «Мы – грибники»
-Изготовление шкатулок-плетёнок для природного материала в «Живой уголок».
- Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»
- Акция «А у нас выросли грибочки!»»
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски Минимизация
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через информацию на сайте ДОУ, объ-явление благодарности родителям, представление фотоотчетов проводи-мых мероприятий.
Риск 2: Отсутствие желания детей участвовать в различных видах дея-тельности Индивидуальная работа с детьми и ро-дителями.
Риск 3: недостаточная разработан-ность проекта Разработку проекта осуществлять сов-местно со вторым воспитателем, с иными специалистами детского сада.
Критерии и показатели результативности
Критерии Показатели
Познавательный Обогащение знаний учащихся о природе, грибах, их видах и возможности использования их человеком
Эмоционально-
волевой эмпатия и желание помочь другому;
умение уважительно относиться к окружающим людям.
умение принимать и оказывать помощь.
Деятельностный умение работать самостоятельно, в группе.
Продукт проекта
1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию знаний о грибах, их видах и возможности их использования.
2. План мероприятий, способствующих формированию знаний о грибах.
Прогноз и перспектива
Проект «Вот грибы, грибочки - выросли в лесочке» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема изучения природы и окружающей среды, в том числе грибов, всегда остается актуальной. Представленные в проекте методы и формы работы с детьми позволяют детям получить новые и практические навыки при выполнении поручений и помощи взрослым.
Список литературы.
1. Барто А. Л. Стихи детям. – М. : ООО «Омега - пресс», 2008.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа (от 3 до 4 лет)/ авт. – сост. Н. В. Лобина. – Волгоград: Учитель, 2016.
3. Шустов С. Б. Грибное Царство. Серия «Иллюстрированная энциклопедия о природе России». – Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2012.
4. Съедобные и ядовитые грибы Удмуртии : Справочник / В. А. Тычинин, В. М. Марков, С. К. Куликова, Ижевск: Удмуртия 1988.
5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.