Чалая
Проект «Воспитание патриотизма детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Воспитание патриотизма детей младшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности».
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству
«Д. С. Лихачев»
Актуальность
Публикация «Проект „Воспитание патриотизма детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Данный проект направлен на воспитание у детей нравственно- патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения в младшем возрасте средствами русского фольклора. Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, театр). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности.
В области познавательной активности, у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить не обычное в знакомом и привычном. Вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.
Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. Именно она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Обобщая сказанное, можно сделать заключение, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски и музыки до театра.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная и систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Цель:
Пробудить в ребенке любовь к родной культуре, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям при помощи театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные: - знакомить детей с народным фольклором:
колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки, кукольный театр.
- знакомить с народными музыкальными инструментами.
2. Развивающие: - Вызывать желание выступать перед сверстниками с куклами; работая над речью, активизируя словарный запас детей.
3. Воспитательные : - воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким,пробуждать в детях способности сочувствовать и сопереживать героям сказок.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Тип проекта : познавательно -исследовательский; творческий
Вид проекта : Долгосрочный
Срок реализации :(сентябрь-май).
Участники проекта :
•Дети младшей группы (3-4 лет);
•Воспитатель Чалая Н. А;
•Родители воспитанников;
•Музыкальный руководитель Степанова Л.
Предполагаемые результаты проекта.
1. Реализация данного проекта позволит заложить основу патриотического воспитания у детей.
2. Повышение уровня нравственной культуры у детей.
3. Повышение уровня общепризнанности в детском коллективе уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, готовности прийти на помощь.
4. Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения; ощущения собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
5. Театральный центр, при содействии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный, пальчиковый);
е Презентация проекта :
• Открытое мероприятие «Костюмированное дефиле» ;
• Выставка детских работ по изобразительной деятельности по теме «Сказочные герои»;
• Выставка детских работ "Колобок" (лепка)
• Родительское собрание в форме игры «Театр и дети»
Методы:
Словесные: чтение художественной литературы, сказок, знакомство со сказками других народов, беседы на заданную тему;
Наглядные; рассматривание иллюстраций, рассматривание произведений искусства, показ презентации;
Практические;
Этапы проекта : 1этап:
Подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач;
• Создание проблемной ситуации для детей; (Иллюстрации, энциклопедии, презентации, книги и т. д)
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
•Размещение консультаций в родительский уголок по теме проекта " Воспитание патриотизма детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
2 этап: Основной- практический.
Формирование знаний, умений, навыков при решении поставленных задач с помощью взрослого и самостоятельно.
Этот этап включает в себя интеграцию образовательных областей:
• Социально- коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие. Осуществление образовательной деятельности в рамках проекта :
• В ходе режимных моментов;
•В ходе самостоятельной деятельности детей;
• В процессе совместной деятельности педагога с детьми в различных видах деятельности.
Области образовательной деятельности Работа с детьми Работа с родителями
Познавательное развитие:
• Беседы: «Какие вы знаете сказки»
• Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.
• Просмотр сказок «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
• Показ слайдовой презентации «Сказки для детей»;
• Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним.
• Консультация для родителей «Кукольный театр», «Играем в кукольный театр дома»
«Театрализованная деятельность», «Виды театров», «Домашний театр», : «Роль театра в воспитании детей», «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми», «Нравственно- патриотическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности».
• Родительское собрание «Дети и театр»
•Брошюры для родителей на тему проекта.
Речевое развитие:
• Чтение художественных произведений
•Театрализованные представления для детей;
• НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
•Знакомство с пословицами и поговорками о Родине
• Картотека чисто говорок.
• Театрализованные игры, развлечения, праздники;
• Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
•Помощь в создании библиотеки фольклорных произведений русского народа, текстов былин для чтения, загадок, пословиц о Родине по возрасту.
•Создание иллюстрированных книжек малышек
Художественно- эстетическое развитие:
• Рисование по теме «сказки»
• Лепка «лесная полянка»
• Конструирование «яТеремок»• Аппликация «Лес сказок»;
• Музыка. Слушание народного фальклера •Привлечь родителей к организации и оформлению конкурса «Сказочные герои»
• проведение постановки кукольного театра «Теремок», «Колобок», «Репка», «Гуси-Лебеди», «Учим Петю говорить. - постановка теневого театра.
Физическое развитие:
•Подвижные игры «Теремок», «Волк и козлята», «Зайцы и лиса»,«Бармалей»
• Эстафеты «Кто быстрее проскачет на коне», «Меткий стрелок», «Перетягивание каната», «Дорога препятствий», «Кто быстрее соберётся в дорогу»;
• Гимнастика «мы в сказке».
•Развлечение, посвященное к 23 февраля.
• Памятка родителям " Делай руками"
•Консультация для родителей «Правильное питание»
Социально- коммуникативное развитие:
• Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раск-раски по мотивам сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по русским народным сказкам.
- картотеки пальчиковых игр, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
• Изготовление вместе с детьми любимых героев сказок
Выставка детских работ "Колобок" (лепка)
3 этап: Заключительный:
Самореализация всех участников проекта.
• Выставка детских работ по изобразительной деятельности по теме «Сказочные герои»;
• Выставка детских работ "Колобок" (лепка)
• Открытое мероприятие «Костюмированное дефиле» под руководством муз. Работника Сарафановой И. А ;
Обеспечение проекта :
-кукольные и настольные театры : «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
«Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
- пальчиковый театр : «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
- маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка».
- костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
- сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам.
- дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по русским народным сказкам.
- картотеки пальчиковых игр, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течении года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка. А также использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, совместный показ кукольного театра для малышей дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список использованной литературы:
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. /Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М. : Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М. : Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Просвещение, 2001. – 350 с.
устоев и культуры