светлана заика
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
1. Ф. И. О. педагога – Заика Светлана Мироновна
2. Образование/категория – высшее/высшая
3. Тема самообразования: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
4. Работа начата- 2019г.
5. Предполагается закончить- 2020г.
6. Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста.
7. Задачи: совершенствовать умения у детей правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.
Публикация «Проект „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“ на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
8. Предполагаемый результат: дети самостоятельно и с удовольствием выполняют культурно-гигиенические навыки.
9. Действие и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: изучение литературы, подбор игровых ситуации с детьми по закреплению знаний о культурно – гигиенических навыках, подбор детской художественной литературы в рамках данной темы, подбор дидактических игр и т. д. Просветительская работа с родителями в рамках данной темы: консультации, памятки, индивидуальные беседы.
10. Таблица
Раздел
плана Сроки Форма
работы Практический
выход
Работа с детьми сентябрь Подбор дидактических игр, подбор стихов в соответствии с возрастом
октябрь Игровая ситуация «Куклы у нас в гостях»
Д/и «Подберем куклам одежду»
Аппликация «Делаем наряды для кукол» Выставка работ детского творчества: «Наряды наших кукол»
ноябрь Беседа «Водичка-водичка умой моё личико!»
Разучивание потешки: «Водичка-водичка»
Игра «Как кто умывается» Изготовление алгоритма умывания, изготовление игрового персонажа в умывальную комнату.
декабрь Чтение стихотворения С. Капутикян
«Маша обедает»
Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»
Д/и «Накрываем на стол»
Беседа «Правила поведения за столом» Изготовление алгоритма сервировки стола, изготовление правил культурного поведения за столом
январь Игровая ситуация «Принимайся за обед»
С/р игра «Мы встречаем гостей»
Хороводная игра «Каравай» Конспект с/р игры «Мы встречаем гостей»
февраль Беседа «Помоги одеться другу»
Игровая ситуация «Что забыла надеть Маша?»
Игры шнуровки «Завяжи ботинок», «Застегни пуговицы» Изготовление алгоритма одевания
Изготовление альбома «мы умеем одеваться», «Одеваемся по сезону»
март Чтение сказки А. Барто «Девочка чумазая»
Беседа «Личная гигиена дома и в детском саду»
Рисование «Какие мы чистюли» Конспект беседы с детьми «Личная гигиена дома и в детском саду»
Выставка работ совместного творчества «Какие мы чистюли»
апрель Совместный кукольный театр «Федорино горе»
Беседа «Чистота и здоровье»
Игра «Кто правильно держит ложку» Изготовление атрибутов для кукольного театра
май Создание фотоколлажа «Мы культурные ребятки» Фотоколлаж «Мы культурные ребятки»
Работа с родителями В течение года Консультации: «Как приучить ребенка мыть руки», «Как научить ребенка правильно одеваться», «Формируем культурно-гигиенические навыки дошкольников вместе»
Памятка «Как нельзя объяснять ребенку необходимость гигиенических процедур» Подбор и составление консультаций и памяток
Доклад на родительском собрании по теме: «Поговорим о здоровье всерьёз»Сообщение на родительском собрание
Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребенок»
Изучение литературы:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят : популярная литература –М., 2000
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие –М., 2006
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [ :пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры –М : «Просвещение», 2002 4. Расту культурным - Москва 2011
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет : методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7. Интернет сайт «maam.ru», «nsportal»
11. Отчет о проделанной работе. Работая с детьми раннего возраста, заметили, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома отсутствуют элементарные навыки самообслуживания : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Вот поэтому мы решили углубленно работать над выявленной проблемой и выбрали тему по самообразованию «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»
Ранний возраст является для ребёнка очень насыщенным, именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Стараемся донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Изучив соответствующую данной теме литературу, мы составили план работы с детьми и родителями на год, определили цели и задачи.
. Цель нашей работы – формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста.
Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи:
-научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,
-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,
-формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,
-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,
-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем,
- укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
-разработать рекомендации и консультации для родителей
Способности детей нашей группы мы оценили с помощью диагностики.
Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу осуществляли в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Для работы с детьми мы разработали циклы мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков :
- «Учимся одеваться и раздеваться»
- «Мы обедаем»
- «Учимся умываться»
- «Дидактические игры с куклой»
- «Игры-ситуации».
Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, мы сделали подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков.
Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной мы оформили альбом потешек и стихотворений по теме.
Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала изготовили игру «Оденем Мишу».
Родители являются главными нашими союзниками, и мы, чтобы достичь лучших результатов в своей работе мы стали обращаться к непосредственной их помощи. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы:
-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».
-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.
-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности», «Моем руки правильно»,
блокнот для родителей «Что делать, если…»
папки-передвижки:
«Культурно-гигиенические навыки»
«Как научить ребенка одеваться»
«Этикет за столом»
«Алгоритмы обучения детей культурно-гигиеническим навыкам»
-конкурс «Веселые резиночки», «Лучики для солнышка», «Туфельки поссорились», «Смешарики», игры на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори /рамки с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками
На заключительном этапе учебного года провели диагностику по освоению навыков самообслуживания, которая показала высокий уровень. Разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы.
.
ВЫВОДЫ. На основании проделанной работы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
-создание предметно – развивающей среды способствовало развитию навыков самообслуживания у детей.
-систематичное использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности.
-взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей.