Шихова Ольга Федоровна
Проект «Волшебный мир театра» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект в средней группе
«Увлекательный мир театра»
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С. И. Мерзлякова
Пояснительная записка
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Публикация «Проект „Волшебный мир театра“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
• недостаточно внимание родителей и детей к театру;
• мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
• недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
• застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является : развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Ожидаемый результат проекта
• Обогащённая среда в группе;
• Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
• Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
• Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
• Активизация творческих способностей детей;
• Активное участие родителей в жизни группы;
Формы и методы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Игры – драматизации;
• Слушание музыкальных произведений;
• Просмотр сказки;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Заучивание стихов;
• Театрализованная деятельность.
Участники проекта :
- Воспитатель группы;
- Дети 4-5 лет;
- Родители;
- Музыкальный руководитель,
- Инструктор по физическому воспитанию.
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (февраль - май).
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
1 этап: Подготовительный
Задача
Мероприятия
Анализ
Имеющегося
материала -Подбор литературы,
аудио материала
-Составление списка необходимого материала
-Включение
в календарно-тематическое
планирование
мероприятий по реализации проекта
Создать
интерес у
участников
проекта -Составление плана
мероприятий по реализации
проекта совместно с детьми, проведение диагностики
в виде наблюдений за самостоятельной игрой детей
-Информирование
родителей о проекте и опрос
родителей «Играете ли вы с детьми в театр?»,
консультации для
родителей
Сбор и анализ
информации для
реализации
проекта -Сбор атрибутов
для театрализованных игр
-Подбор дидактических игр
-Подбор материала для презентации
2 этап – основной
Перспективно-тематический план:
Февраль:
- Беседа о театре «Здравствуй, театр!».
- Разучивание этюдов «Расскажи сказку».
- Подвижная игра «Звери».
- Игра на развитие двигательных способностей:
«Что мы видели не скажем, а что делали, покажем!» .
1. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Знакомство с понятием театр : кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий)
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях;
активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
2. Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
3. Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
Март:
1. Практическое. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаимоотношения.
2. Теоретическое. Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» .
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
3. Практическое. Тема. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
4. Практическое. Тема. Инсценировка р. н. с. «Маша и медведь».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Апрель:
- Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка…»
- Сюжетно ролевая игра «Театр»
1. Теоретическое. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо) .
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к
театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Практическое. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
3. Практическое. Тема. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». Работа над речью (интонация, выразительность) .
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
4. Практическое. Тема. Инсценировка р. н. с. «Курочка Ряба».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Май:
- Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо», «Хитрая лиса» «я – грустный заяц»….
- ООД по аппликации «Репка»
- Пальчиковый театр «Кто сказал мяу».
- Игра «Нарисуй эмоцию»
1. Теоретическое Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
4. Тема. Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей) .
Физическое развитие - Игра на имитацию движений, подвижные игры:
«Мельница»,
«Паровозики»,«Великаны и гномы»,«Кузнечик»,
«Самолет», «Мишка», «Муравьи»,
«Мокрые котята», «Кто как считает?
Социально-коммуникативное развитие – беседы, словесные игры:
«Самолет», «Король», «Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима «Медвежата», «Кто как считает?»
Речевое развитие – дид. игры:
«Зеркало», «Мыльные пузыри», «Сердитый
гусь»,
«Самолет», «Мишка», «Король», «Мокрые котята», Игра-пантомима
«Медвежата»
«Кто как считает?
Познавательное развитие– дид. игры: «Самолет», «Мишка», «Муравьи»,
«Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима «Медвежата»
«Кто как считает?»
Художественно-эстетическое развитие – дид. игры:«Король», «Играпантомима», «Медвежата», «Кто как считает?», Игра-пантомима «Был у зайца огород», рисование «теремок», лепка «герои любимых сказок», аппликация «теремок».
Взаимодействие с семьей.
Творчеству детей способствует тесный контакт воспитателя с родителями, где родители становятся активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Родители участники создания декораций к детским спектаклям, костюмов, оказывают помощь в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Оказывают помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде
консультаций. «Домашний кукольный театр», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Куклы перчатки», «О роли родителей в развитие речи ребенка».
Форма работы с родителями
• Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
• Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?»,
Цель :Выявить творческие возможности и интересы детей.
• Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей,
сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
3 этап – заключительный
Итоговое мероприятие:
с детьми: драматизация сказки «ТЕРЕМОК»,
С родителями: драматизация сказки «ТЕРЕМОК».
Создание фотогазеты о реализованном проекте.
Диагностика умений и навыков детей в театральной деятельности на конец проекта.
Итоговое мероприятие.
1. Драматизация сказки;
2. Уголок театрализации «Театр» (совместно с родителями).