Дарья Сбоева
Проект «Волшебные Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Волшебные Круги Луллия!»
Выполнила воспитатель
подготовительной группы:
Сбоева Д. В.
г. Ижевска
Паспорт проекта
Тема проекта «Волшебные Круги Луллия»
Вид проекта Познавательно-практический.
По времени проведения Долгосрочный
Участники проекта Воспитатель, ребенок, родители.
Темочки:
Цель Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей.
Задачи 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Подобрать методическое обеспечение по теме проекта
3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы (дидактическими пособиями).
4. Разработать перспективный план мероприятий по реализации проекта.
5. Осуществлять взаимодействие с родителями по теме проекта.
6. Развивать связанную речь.
7. Способствовать обогащению активного и пассивного словаря.
8. Развивать познавательную активность.
9. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
Ресурсы для реализации проекта Внутренние ресурсы :
1. Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.
2. Педагог и родители, желающие участвовать в реализации проекта : подбор материала и изготовление пособии «Круги Луллия».
3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД по теме проекта
4. Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.
Внешние ресурсы:
1. Наличие в городе парка (наблюдение за природными явлениями).
Индикативные показатели (результаты) Для воспитанников:
1. Повышение уровня речевого развития
2. Развитие творческого мышления
-закрепление навыков самостоятельной работы.
Для педагогов группы № 10:
1. Внедрение в образовательный процесс ТРИЗ-технологии «Круги Луллия».
Для родителей:
1. Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.
2. Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы, родительские собрания.
Пояснительная записка
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Содержание проекта
Деятельность в рамках реализации проекта осуществлялась в нескольких направлениях:
• Организационно-методическая работа
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
Для реализации проекта определены следующие этапы:
1. Подготовительный.
Цель: создание условий для реализации проекта
Мероприятия:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
- Разработать систему игр и упражнений и пополнить игры «Круги Луллия» наглядным материалом для каждой предметной темы.
2. Практический.
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Мероприятия:
- Проведение дидактических игр и упражнений с использованием кругов Лулия в совместной и самостоятельной деятельности.
3. Заключительный.
Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.
Мероприятия:
- Анализ работы педагога.
- Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Волшебные Круги Луллия»
В своей практике мы используем следующие формы работы:
- На индивидуальных и подгрупповых занятиях.
- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей
Можно выделить этапы воспитателя в играх с «Речевыми Кругами Луллия» : воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
Воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
Воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе познавательной работы.
Воспитатель осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;
- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;
- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
В дальнейшем после продолжительной работы с детьми, можно расширять их деятельность:
Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных".
Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.
Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.
Распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологии.
Мы убеждены, что адаптивное использование «Кругов Луллия» в группах с воспитанниками в совместной и самостоятельной деятельности поможет детям в повышении уровня речевого развития детей, а так же развивается познавательная активность, мелкая моторика рук, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Перспективное планирование
Мероприятия Программное содержание Ответственный Срок проведения
Разработать систему игр и упражнений «Круги Луллия» наглядным материалом для каждой предметной темы.
Воспитатели, дети,
родители. В течении всего учебного года.
Дидактическая игра «Чьей дом?». Беседы Формировать знания о местах проживания животных, развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук
Дидактическая игра «Чьей малыш?»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря. Закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дидактическая игра «Заплатки»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Дидактическая игра «Найди пару»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить соотносить предметы на нижнем и верхнем круге по смыслу, совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дидактическая игра «Чья долька?»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря
Дидактическая игра «Чьей хвост?»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук. Обогащение активного и пассивного словаря
Дидактическая игра «Профессии»
Беседы Познакомить детей с правилами игры.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание
Дидактическая игра «Подбери место обитания»
Беседы Познакомить детей с правилами игры.
Дидактическая игра «Найди тень (игрушки)»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Дидактическая игра «Величина»
Беседы Познакомить детей с правилами игры.
Дидактическая игра «На что похоже?»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Дидактическая игра «Цветные картинки?»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Дидактическая игра «Величина»
Беседы Познакомить детей с правилами игры.
Анализ работы педагога.
Перспективы развития проекта
Демонстрация своего опыта педагогам ДОУ с целью внедрения ТРИЗ-технологии в ДОУ. (Проведение мастер-классов для воспитателей и родителей, семинаров и т. д.).
Продолжить использование ТРИЗ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи.
Литература
1. Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_raboty_s_kolcami_lulliya.
2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2007.