Пухкий Екатерина
Проект «Волшебница вода» в средней группе
Методический паспорт проекта.
Тема: «Волшебница вода.»
Адресация проекта : Проект адресован воспитателям ДОУ. Может быть реализован в образовательной и свободной деятельности.
Руководитель проекта : Воспитатель группы : Пухкий Екатерина Вячеславовна.
Участники проекта : Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Возраст воспитанников: Дошкольники (4-5 лет).
Публикация «Проект „Волшебница вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Особенности типа проекта :
• По характеру – познавательно – творческий, исследовательский.
• По количеству участников – групповой;
• По продолжительности – краткосрочный;
• По профилю знаний – межпредметный;
По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта : Обобщить и расширить знания детей об объекте неживой природы – воде.
Задачи проекта :
• Расширение представлений о свойствах воды (вода может быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном; в воде могут растворять другие вещества; воду можно окрасить в разные цвета; вода прозрачная, не имеет формы, имеет разную температуру и др.).
• Развитие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т. п.).
Ресурсы проекта : 1. Художественная литература:
Рассказы и сказки:
- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения:
- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
- «Ручеек и речка» С. Олегова;
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
- «Берегите воду» С. Олегова;
- «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва;
- «Дождик» В. Минькова;
- «Какой дождь» О. Григорьев;
- «Снежок и Алешка» Е. Андреева
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде.
2. Настольно – печатные игры:
- Расскраски водой,
- 3D пазлы «Кто живёт в воде»,
- Трафареты,
- Игра «Обитатели морей и океанов».
3. Мультфильмы: «В порту», «Мореплавание Солнышкина», «Катерок», «Немо», «Приключения Мюнхгаузена», «Шесть Иванов – шесть капитанов», «Берегите воду».
4. Материал для экспериментирования.
5. Интернет-ресурсы.
Предполагаемые результаты проекта :
1. Расширились знания о воде и её свойствах.
2. Сформировались представления о связях между живой и неживой природой.
Пояснительная записка.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе был разработан проект. В процессе реализации проекта дети проводили опыты, играли в игры подводящие к пониманию свойств воды.
Эта тема была всегда актуальной и до сих пор её можно и нужно исследовать.
Знания, полученные в ходе реализации проекта, коснулись всех образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие :
Сюжетно – ролевая игра: «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие», «Мореплаватели».
Дид. игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». «Кто где живёт» Игры с водой.
Художественно- эстетическое развитие :
Рисование «Морское дно».
Лепка «Обитатели водоемов» (пластилинография
Конструирование из бумаги «Оригами рыбка».
Музыкальная игра: «Путешествие капельки».
Физическое развитие :
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные», «Караси и щука», «На болоте», «Море волнуется», «Ручеек», «Через речку», «Море», «Морские рифы», «Удочка», «Лягушки и цапля», «Водяной»
НОД: «В гостях у Мойдодыра».
Речевое развитие:
Беседы: «Где живут капельки», «Зачем человеку вода?». «Берегите воду», «Если хочешь быть здоровым», «У воды, на воде, в воде», «Дождь во благо и во вред», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?» «Вода на земле», «Где живет вода в детском саду?»
Рассматривание энциклопедии. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера,
моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Познавательное развитие :
«Что мы знаем о воде?», «Вода вокруг нас», «Что растет в воде?», «Вода вокруг нас», «Круговорот воды в природе»
«Волшебница вода» «Свойства воды», «Обитатели водоемов»
ФЭМП «Морское путешествие», «Приключение Капельки»
«Кому нужна вода?»
Опыты: «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Воздух в воде», «Пена в стакане» «Тонет - не тонет».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап. Организационно-подготовительный.
Задачи: 1. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степень заинтересованности детей данной темой;
2. Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта «Волшебница вода»;
3. Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
Формы работы
1 Постановка проблемы.
2. Сбор материала и информации для реализации проекта. (Подбор методической и художественной литературы энциклопедий, карт, схем; Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; Составление картотеки опытов с водой)
3. Пополнить развивающую среду :
Подготовка оборудования для опытов с водой. Подбор материала для экспериментальной и продуктивной деятельности детей.
II этап. Основной.
Задачи: 1. Уточнить и расширить представления о свойствах воды ;
2. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к экспериментированию;
3. Воспитывать осознанно-правильное отношение к природным ресурсам;
4. Закрепить значение воды в нашей жизни, показать в каком виде она существует, разнообразие состояний воды.
Теоретическая часть: Разработка плана, конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
1. Занятия познавательного характера
2. Беседы
2. Наблюдения в природе – на прогулках
3. Познавательно-исследовательская деятельность в рамках занятий
4. Экспериментальная деятельность совместно с воспитателем и в свободной деятельности детей.
5. Конкурс книжек малышек «Сказки и стихи о воде»
III этап. Заключительный.
Задачи: 1. Выявить знания детей о воде как источнике всего живого;
2. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Формы работы: 1. Презентация альбома с результатами опытов: «Свойства воды».
2. Выставка совместных работ воспитателя с детьми.
3. Выставка совместных работ родителей и детей.
4. Создание мини-музея «Волшебница вода».
Итоговое мероприятие: «мини-музей Волшебница вода»
В нашей группе совместными усилиями детей, родителей и воспитателей создается мини-музей «Волшебница вода». Дети знакомятся с состояниями воды в природе, качествами и свойствами воды, местами размещения воды в природе, водными животными и растениями, с проблемами охраны водоёмов и причинами их загрязнения. Разучивали стихи о воде и отгадывали загадки. Проводили эксперименты с водой. Учились, как нужно вести себя в музее и встречать гостей. Всё это не только развивает познавательную сферу ребёнка, но также создаёт положительно-эмоциональный настрой детей и их родителей на совместную творческую, экспериментальную и познавательную деятельность.