ирина суханькова
Проект «Волшебная капля»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебная капля»
Воспитатель: Суханькова И. И. (старшая разновозрастная группа)
Вид проекта : исследовательский, творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети 5-6 лет, родители
Сроки реализации: 3 недели
Актуальность: разработан проект в силу актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Проект „Волшебная капля“» размещена в разделах
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. Китайская пословица говорит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде- это путь решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Детям необходимо привить навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.
Реализация проекта :
Организация опытно – экспериментальной деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; познакомить с работой водоочистных станций; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблемы, анализ ситуации, планирование эксперимента, продумывание хода деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизация словаря ребенка.
5. Воспитание чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Старшая разновозрастная группа:
1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
4. Расширение представления о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
1. Создание альбома «Вода -сок жизни»
2. Консультация для родителей «Эксперименты в детском саду».
3. Составление описания игр с водой
4. Консультация по теме: «Опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
1. Методические рекомендации по теме.
2. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.
3. Консультация для педагогов
«Центр экспериментирования в детском саду».
4. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
5. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
Основной этап проекта :
1. Разработать перспективный план занятий.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперименты в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Провести презентацию «Вода-сок жизни».
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Игровая «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье». Дидактические игры: «Да – нет», ««Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». «Кто где живет?»
Игры с водой, игры со снегом. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов.
Проведение экспериментов в домашних условиях.
Двигательная «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука».
Познавательно - исследовательская «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Эксперимент: «Какой бывает вода?»
Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды»,атомы воды (создание модели)
НОД «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду, у растения внутри есть вода».
Рассматривание снежинок.
Опыты: «Пар, лед – это вода»,
«Иней», «Превращение в воду».
НОД: «Поможем воде стать чистой»
Опыт :«Очистка грязной воды» «Берегите воду», «Ручейки и озера», «Кто живет в реке».
Трудовая «Труд»
«Художественное творчество» украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Коммуникативная «Коммуникация», «Здоровье» Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?».
Чтение (художественной литературы) «Чтение художественной литературы» Евгений Мар «Океан начинается с капли., «Как люди речку обидели». В. Бианки «Рыбий дом»
Продуктивная «Художественное творчество» Ручной труд:
«Белая кувшинка»,
Рисование «Круговорот, воды в природе»
Музыкальная «музыка» Использование классической музыки и песен о воде при проведении образовательной дея-ти и в свободное время.
Исследовательский этап проекта в старшей группе
Совместная деятельность с детьми
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»
и др.
Экспериментирование: Соединение молекул воды (соединение модели молекул воды)
2. Использование фольклорных материалов,
3. Рассматривание энциклопедии
4. «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
5. Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Зачем человеку нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
6. Рассматривание иллюстраций и предметных картинок с сюжетами использования воды.
7. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы” : “Звонкий ручей”.
8. просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.
9. Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва).
10. Заклички, пословицы, поговорки. Отгадывание загадок.
11. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
12. Игры – эксперименты, игры – опыты.
13. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
14. Составление памятки «Правила поведения на воде».
15. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями:
1. Создание альбома «Вода, вода».
2. Посещение родителей с ребенком сельской библиотеки для накопления информации о воде.
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Заключительный этап проекта :
1. Презентация «Волшебная капля» для детей старшей группы.
Конечный продукт проекта :
1. Методические разработки занятий
2. Методические рекомендации
Результат проекта :
У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
6. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
8. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.