Екатерина Титова
Проект «Вода, вода — кругом вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 городского округа Кашира»
ПРОЕКТ
Вода, вода – кругом вода
Разработчик:
Воспитатель высшей категории Титова
Екатерина Сергеевна
Март 2019 года
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Публикация «Проект „Вода, вода — кругом вода“» размещена в разделах
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода-источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: 1 неделя (18-22 марта 2019 года)
Цель:
Сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково-познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к неживой природе.
Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родни-ки, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д.).
Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ре-сурсу.
Развивать экологическую культуру.
Повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников.
Планируемый результат:
У детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле;
дети приобретут экологический опыт поведения в природе;
У детей укрепится интерес к познавательно - исследовательской деятельно-сти, умение устанавливать причинно - следственные связи;
Умение разрабатывать алгоритм исследования;
Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта.
1. Изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить предметно-развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме
- подбор энциклопедий, карт
- составление картотеки опытов с водой
- подготовка оборудования для опытов с водой
- подобрать ребусы, загадки, пословицы о воде
- провести консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду»
Основной этап проекта.
Направление деятельности Содержание деятельности
Беседы, рассказы «Для чего нужна вода»
«Берегите воду»
«Обитатели пресноводных водо-емов»
«Морские обитатели»
Познавательная деятельность «Путешествие капельки»
Экскурсия «Как мы используем воду в детском саду»
Художественно-эстетическая дея-тельность Аппликация «Капитошка»
Рисование «Золотая рыбка»
Раскрашивание раскрасок «Жители моря»
Изготовление коллажа «Обитатели рек»
Изготовление коллажа «Круговорот воды в природе»
Изготовление альбома «Вода, вода. Кругом вода»
Игровая деятельность Подвижные игры:
«Лягушки и цапля»
«Море волнуется»
«Ручеек»
«Караси и щука»
Дидактические игры:
«На воде и под водой»
«Небо. Земля. Вода»
«Разрезные картинки»
«Где в природе живет вода»
«Веселые кроссворды и ребусы»
Чтение художественной литературы С. Олегов «Берегите воду»
Н. А. Рыжова «История одного пру-да», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
Х. Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах»
Б. Заходер «Что случилось с рекой»
А. С. Пушкина «О море»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»
Д. Орловой «Как Стобед бросил бу-тылку и что из этого вышло»
Е. А. Алабьева «Природа», «Семья дождей», «Лужа – мечтательница», «Путешествие облачка», «Мечта ро-синки», «Девушка – реченька».
Отгадывание загадок.
Пословицы и поговорки о воде.
Познавательно - исследовательская деятельность Опыты:
«Свойства воды»
«Вода – это жидкость»
«Три состояния воды»
«Вода – растворитель разных ве-ществ
«Какие предметы впитывают воду»
«Фильтрование воды»
«Что плавает, что тонет?»
Работа с родителями Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Составление описания игр с водой
Консультация по теме: «Заниматель-ные опыты и эксперименты для до-школьников».
Работа с педагогами Методические рекомендации по теме.
Привлечение воспитателей, музы-кального руководителя.
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
Заключительный этап проекта.
1. Подведение итогов.
2. Стихи, загадки и поговорки о воде
3. Опыты с водой
4. Презентация для детей и родителей «Вода – волшебница»
Итог
Уровень знаний детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы ребята осознали неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они знают, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование. Дети на практике усвоили способы бережного отношения к воде. Узнали, что голубым светом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
В природе постоянно происходит круговорот воды. С поверхности морей, океанов, рек и озер она испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем, сыплются снегом и вновь возвращают воду суше и океанам.
Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные комочки, плавающие по воле волн в океане. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Мы узнали, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней. В воде растворяются важные для организма органические и неорганические вещества.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 - 6 литров в сутки.
Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов.
Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения - все живое погибает в такой воде. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Мы понимаем, что сформированные исследовательские действия – маленькая капелька в море жизненного опыта, которое формирует личность. У детей развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится рационально использовать пресную воду. Наша вода самая удивительная, самая лучшая и является настоящим кладом для человека, Земли! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Все погибнет без пресной воды, поэтому в наших силах, просто, уходя из дома всегда закрывать краны.
Список используемой литературы.
1. Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка».
2. О. В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Н. А. Рыжова «Путешествие капельки».
4. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
5. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
6. Рыжова Н. А «Экологическое образование в детском саду». Москва, Издательский дом «Карапуз», 2001г.
7. Белавина И, Найдёнская Н. «Планета- наш дом. Мир вокруг нас». Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».
8. Плешаков А. А. «Зелёный дом. Мир вокруг нас». Москва, «Просвещение», 2002г.
9. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». Пособие для воспитателей и учителей. Минск, «Асар», 2001г.