Наталья Шляхова
Проект подготовительной группы «Вода в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
. Конспект занятия «Волшебная капелька»
Проект подготовительной группы «Вода в нашей жизни»
Тип проекта : исследовательско – творческий
Продолжительность: 2 месяца
Участники: дети 6-7 лет, воспитатели, родители
Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке
Публикация «Проект подготовительной группы „Вода в нашей жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания исследовательской деятельности, экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель, о её разных состояниях.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
3. Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
4. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
5. Активизировать словарь детей.
Методы и приё мы исследовательской деятельности:
1. Беседы с детьми о воде,
2. Чтение художественной литературы,
3. Рассматривание иллюстраций,
4. Самостоятельное рисование,
5. Отгадывание загадок,
6. Наблюдения,
7. Опыты,
8. Дидактические игры,
9. Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
10. Трудовые поручения, действия.
11. Постановка и решение вопросов проблемного характера.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
•
Взаимодействие с родителями:
1. Пополнение уголка «Почемучка»
2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
3. Изготовление газеты «Вода-это жизнь»
4. Поисковая деятельность: «где живёт вода?», «берегите воду», проведение экспериментов с водой в домашних условиях.
5. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Изготовление плакатов на тему: «Где живёт вода?», «Берегите воду», «Вода – это жизнь»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Подбор фотографий, иллюстраций, репродукций;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
-Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
- Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
Основной этап проекта :
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
3. Экспериментирование с водой;
4. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
5. Почему воду нужно беречь
6. Беседы, рассказы.
7. Наблюдение за осадками, природными явлениями.
8. Дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры
9. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
10. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация.
11. Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка)
Заключительный этап проекта :
1. Итоговое занятие «Волшебная капелька» для детей подготовительной группы
2. Инсценировка сказки «Ледяная избушка»
3. Выставка «Волшебница – Вода по изодеятельности».
4. Создание мини-библиотеки «Мир воды».
Конспект занятия
Педагог (ФИО) Шляхова Наталья Валерьевна
Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа 6 -7 лет. Подготовительная для детей с ЗПР
Тема занятия «Волшебная капелька»
Цель: знакомить детей со свойствами воды. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи: уточнить и углубить знания о воде в жизни общества.
Формировать познавательные умения: наблюдать, экспериментировать, сравнивать, анализировать.
Способствовать воспитанию умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)
Предварительная работа: игры с водой, рыбалка, чтение энциклопедической литературы. Наблюдения за природными явлениями, изучение лабораторного инструментария.
Материалы и оборудование: фотографии города Барнаула, иллюстрации «Осадки», загрязнение водоемов. Лабораторный инструментарий: клеенка, молоко, вода, чайные ложки. Соль, сахар, лимонная кислота, трубочки для коктейля. Жидкое мыло, глицерин, емкости с водой, трубочки. Сертификаты для вручения участникам «научной конференции».
1. Организационный момент, начало занятия включающие:
Цель: создание доброжелательной обстановки.
Методы: чтение загадки
Организационный момент.
Отгадайте загадку.
Она и в озере
Она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
(Вода)
Звучит фонограмма звуки воды: шум дождя, моря, капли из крана, шум чайника, журчание ручейка.
Дети отгадывают знакомые звуки.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.
Дети отвечают на вопрос.
Дети проявляют интерес к теме занятия
Читает загадку:
Она и в озере. Она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит. (Вода)
Педагог организует пространство детей, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании: за круглым столом.
Педагог использует различные методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности:
Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер. Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей.
Выполненное задание формирует внимание детей
Результат организационного момента:
- дети включились в занятие;
- у детей сформировался стойкий интерес к происходящему;
2. Основная часть занятия
Цель: знакомство со свойствами воды
Задачи: формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, отражать результаты опытов в разных видах деятельности.
Методы и приё мы: рассказ педагога, просмотр демонстрационного материала, дидактические игры, динамические паузы
Педагог: для чего нужна вода? А много ли воды на планете? Казалось бы, воды на земле сколько угодно - океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но вода в океанах и морях соленая, а человеку, животным и растениям нужна пресная вода. А пресной воды пригодной для питья, на Земле мало и виноваты в этом люди. Они загрязняют водоемы огромным количеством мусора, моют машины. Сильно загрязняют воду заводы, фабрики. В воде загрязненной сточными водами заводов, фабрик и жилищ человека гибнут растения, животные.
Вода – это драгоценный дар природы. Мы должны её беречь. Ребята, а как называется река, на берегу которой расположен наш город? (Обь). А кто знает название реки, которая протекает по нашему городу, она носит одноименное название. (Барнаулка).
Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше мелкая сеть, еще дальше – фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры – водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должно потрудиться, чтобы опять очистить воду.
Дидактическая игра.
«Для чего нужна вода и как мы ее используем»
Ответы детей:
• Умываться
• Пить чай
• Готовить обед
• Стирать одежду
• Купаться
• Поливать растения
• Мыть посуду
Педагог: а еще вода – это настоящая волшебница. Она умеет изменяться и превращаться. Отгадайте загадки, которые подготовили ваши друзья и тогда узнаем, во что превращается вода. (На мольберт выставляются картинки)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает, и бормочет и поёт, убаюкивает. (Дождь). Саша.
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (Лёд). Дима.
Вился, вился белый рой
Сел на землю - стал горой. (Снег). Ваня. К
Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет –
Заплачет, она и умрет. (Сосулька). Рома.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки
Белые (Снежинки). Егор.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода). Илья.
В тихую погоду – нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде. (Волны). Тамерлан.
Педагог: так, во что же умеет превращаться вода?
Ответы детей: (снег, лед, сосульки, волны, дождь).
Педагог:- Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?
Дети: - вода, не может закончиться. Идет дождь из туч, тает снег.
А сейчас, ребята наша команда отправится на научно – исследовательский конгресс, где мы и познакомимся со свойствами воды. Вы хотите искать и находить чудеса? Тогда проходим в нашу лабораторию, которая называется «Искатели». Ведь вода полна чудес, даже ученые далеко не все знают о морях, океанах, реках и озерах.
Сегодня, мы узнаем, какие она таит в себе чудеса.
Физминутка.
Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем
Знаем лево, знаем право
И, конечно же, кругом.
Это левая рука.
Ох, наука нелегка
На одной ноге постойка
Будто ты солдатик стойкий
Ногу левую к груди, да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Опыты с водой.
Мы поиграем с водой, а заодно и познакомимся с ее свойствами.
1. На столе стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2. Воспитатель предлагает попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать сок. Доказать, что у воды нет вкуса. Ребята, сейчас мы добавим разные вещества и попробуем, что же стало с водой. (Насыпать в стаканчики детей – соль, сахар, лимонную кислоту). Дети размешивают ложечками. Посмотрите, соли, сахара, лимонной кислоты нет, а вкус остался. Что за волшебница вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонную кислоту и изменять свой вкус.
3. Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает аккуратно опустить пальчик в холодную, теплую, горячую воду.
4. Детям предлагается понюхать воду. Сделать вывод, что вода : что вода ничем не пахнет.
Педагог:
- Как мы определили цвет, прозрачность? (Глазами)
- Как определить температуру воды? (Рукой)
- Как определить вкус жидкости? (Языком)
Дети: определяют – вода прозрачная, холодная, бесцветная, а на вкус – безвкусная (может быть соленой, сладкой, кислой).
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети проявляют интерес к новым способам знакомства с водой, изучают их, задают вопросы.
Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.
Дети свободно выбирают рабочие места, объединяются в группы, подгруппы, работают индивидуально, чтобы взять тот или иной инструмент, материал.
Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.
Дети выполняют задание самостоятельно Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми.
Воспитатель предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Отталкиваясь от события – задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию
Педагог в самом процессе деятельности предлагает новое задание
Предупреждает переутомление детей, использует физкультминутки
Учитывает возможности и способности детей Дети различают и называют свойства воды
Дети свободно ориентируются в теме занятия
Дети активно сопровождают речью свою деятельность.
Дети активно проявляли себя в исследовательской деятельности
3. Заключительная часть занятия:
Цель: выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром
Динамическая пауза «Все о тебе».
Вода – это часть природы, которую нужно беречь, как и все остальное.
Послушайте задания и выполните их, если это необходимо.
- Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши.
- Если вы закрываете водопроводный кран, когда чистите зубы, подпрыгните несколько раз.
- Если вы не мусорите на улице, встаньте ровно.
- Если вы аккуратно пользуетесь бумагой, а не тратите ее попусту, моргните.
А сейчас как настоящим ученым я предлагаю совершить научное открытие и создать своими руками мыльные пузыри из следующих ингредиентов: вода половина стакана, 1 чайная ложка жидкого мыла, 0.5 чайных ложки глицерина.
Педагог подводит итог занятия, благодарит детей.
Вот и закончилась наша научная конференция, я поздравляю вас с изобретением «Мыльных пузырей» и вручаю вам дипломы «Юных исследователей». Спасибо. До скорой встречи.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы.
Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен).
Педагог творчески использует традиционные способы оценивания: дает косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Организует демонстрацию успешности детей.
Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.
Педагог побуждает детей к обсуждению, оформлению результатов деятельности
Обеспечивает переход детей к другому режимному моменту Дети умеют анализировать и делать вывод об усвоенном материале.
Смеряться оценивать свои поступки, выражать свое отношение к окружающему, находя для этого различные речевые средства.