Анна Абильмажинова
Проект «Вода — источник жизни»
Проект «Вода — источник жизни»
Введение.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».
Публикация «Проект „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно – исследовательский, групповой.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Актуальность: Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей. Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно – это вода. Свойства воды в различных агрегатных состояниях (вода, пар, снег, лед, явления природы, связанные с водой (гололед, дождь, туман, снег, наст и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.
Если познакомить детей со свойствами воды, ее агрегатными состояниями, то это расширит их понятия о неживой природе, научит беречь богатство земли, позволит развить логическое мышление, исследовательские навыки, что пригодится в дальнейшей жизни.
В проекте используется метод педагогической интеграции в образовательных областях: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое и художественно – эстетическое.
Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.
Цель: Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи: Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Аннотация проекта : Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Объект исследования: вода и её различные состояния.
Методы проекта :
-Наблюдения за разным состоянием воды
-беседы о воде
— исследования, эксперименты с водой
-чтение художественной литературы
— рассматривание иллюстраций
— рисование
— отгадывание загадок
— физкультминутки
— дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
— продуктивная деятельность – рисование.
— папка – передвижка для родителей.
План деятельности по достижению цели.
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду.
— подбор художественной литературы по теме.
— подбор энциклопедий, карт, схем.
— составление папки «Опыты с водой»
— подготовка оборудования для опытов с водой.
— изготовление альбома «Берегите воду»
— изготовление маленьких капелек из бумаги.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Презентация «Вода – источник жизни» для воспитателей с целью обмена опытом.
• Выставка рисунков «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»
• Обогащение предметно – развивающей среды в уголке природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный
— подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми
— подбор подвижных и речевых игр.
— разработка плана реализации проект
2. Основной
— образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта
— взаимодействие с родителями по реализации плана проекта
3. Заключительный
4. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:
— рисование «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»».
2. Викторина «Знатоки воды».
Перспективно-тематическое планирование проекта.
1 неделя
Понедельник
Беседа «Вода. Свойства воды» расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов.
Опыт 1: «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета».
-совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь, любознательность, наблюдательность.
П. /и «Море волнуется»
— развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Чтение детям сказки «Два ручья».
— учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; продолжать знакомство с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями сказки; упражнять детей точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли при построении предложений.
Вторник
Наблюдение за водой, за испарением воды.
Опыт 2“Лёд – легче воды”.
Опыт 3 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно”.
Познакомить детей с пословицами, поговорками о воде.
-развивать интерес детей к фольклору; обогащать словарный запас.
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Среда.
Беседа «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки».
Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.
-продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Опыт 4 “В солёной воде предметы не тонут”.
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу»
— Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Четверг.
Опыт 5 «Вода растворяет сахар, краску, соль и др.»
Опыт 6 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.»
-учить находить причинно-следственные связи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческое воображение…
Чтение произведения «Сказка о воде» автор Урядова Ирина
Пятница.
Беседа «Растениям тоже нужна вода»
— Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
Трудовая деятельность «Полив комнатных растений»
— Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Игра малой подвижности «Капелька»
— закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.
2 неделя
Понедельник
Беседа «Вода в твёрдом состоянии»
-Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
— Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды, сформировать представление о переходе воды в твердое состояние, развивать наблюдательность, умение сравнивать и обобщать; воспитывать бережное отношение в воде.
Опыт 7: «Тающий лед».
Опыт 8 «Лед легче воды»
-определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Чтение стихотворений “Алёшка и снежок”(Е. Андреева,“Трудолюбивая вода” (В. Иванова)
Подвижная игра «Ручеек».
Рассматривание снежинок, льда
Вторник
Беседа «Вода в парообразном и жидком состоянии»
— рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.
Рассматривание картинок пар, туман.
Опыт 9 «Как вода становится паром»
Составление с детьми сказки «Путешествие капельки»
— Содействовать умению детей связно высказывать свои мысли, строить диалог. Способствовать развитию творчества детей. Побуждать детей к совместному творчеству.
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.
Среда
Беседа Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной….?.
Опыт 10 «Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.»
— Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые
тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Четверг.
Беседа «Вода – главное богатство на земле» «Поможем воде стать чистой»
Опыт 11 «Очистка грязной воды»
— Приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды. Поделиться знаниями с другими детьми, привлечь их к активным действиям по охране и экономному использованию воды. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность
Рассматривание альбома берегите воду
Размещение «капелек» в группе там, где пользуются водой.
Пятница
Викторина «Знатоки воды»
— совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее
— учить соблюдать правила и умение слушать ответы и дополнять их;
— совершенствовать монологическую, диалогическую речь.