Людмила Покидько
Проект «Воображаем, размышляем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вображаем, размышляем, творим» (ТРИЗ)
Тип проекта : игровой проблемно- поисковый
Вид проекта : долгосрочный
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность проекта
Процесс воспитания человека- это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и человеку приходиться сталкиваться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. Творческие способности подчас упускаются из вида Часто можно слышать, что ребёнку «не дано». Просто есть вещи, которым нужно учить. И творчество не исключение
Публикация «Проект „Воображаем, размышляем, творим“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
. Проблема:
В результате диагностик выявились проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, отбирать основные качества и свойства, устанавливать причинно- следственные связи. Несомненно при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов и сказок, решения творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать своё мнение, уважительно относиться к высказываниям других.
Цель:
развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Задача:
-организованность и критичность мышления,
-способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний и навыков,
-умение быстро ориентироваться и находить выход в необычных ситуациях,
-уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности
- развивать творческое воображение, осваивать приемы управляемой фантазии.
Этапы реализации проекта :
1 этап Учить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
2этап. Учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
3этап. Решать сказочные задачи и придумываем новые сказки.
4этап. Обучать детей находить выход из любой сложной ситуации.
Краткое содержание проекта :
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности;
- систематизация этапов взаимодействия неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Ожидаемые результаты (продукт проекта)
Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно. Это отметили специалисты, занимающиеся с детьми в ДОУ.
Этапы реализации проекта
Организационный:
1. Знакомство с инновационными технологиями;
2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
3. Сбор игр, и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека (примерный план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.
Практическая деятельность по решению проблемы.
1.“Занятия – путешествия” во времени и в пространстве, где дети совершают реальные путешествия мысли, воображения (в страну настроения, по ночному городу, в незнакомый город и тд.).
«Занятия-беседы» (диалоги, где используются мозговой штурм, принимаются все идеи. Познавательное содержание занятий лежит на поверхности, его надо добыть, решить противоречие, сделать открытие, в результате что-то узнать. Ценность подобных занятий заключается в том, что в их процессе проявляются требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов у детей. Проведение занятий-бесед требует от воспитателей большого искусства.
“Занятия - эксперименты”
“Занятия – загадки”
2. ЧтениеШилов «Сказки»,
Б. Бобылёв «Маша и каша»
Стихотворение М. Газиев «Орехи в кармане»
Р. н. с. «Болтливая баба», «Слива за сор» болгарская сказка
М. Горький «Воробьишко»
3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
4. Экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов
5. Игры
"Да-Нетки”
«Хорошо- пдохо»
"Угадай, что я загадала”
"Черное-белое»
Загадалки-узнавалки»
«Лжезагадки»
«На что похоже»(мыло, шарф, компот)
«2 в 1» (противоположные качества, функции и др. свойства предметов) : Что можно завязывать и развязывать? Что может быть сухим и мокрым? Легким – тяжёлым?.
"Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом)
«Ассоциации» (Дети- заботы- труд- терпение- радость,
Окно- свет- солнце- тепло- дрова- печка,
Мама- солнце- тепло-свет- радость)
«Путаница»
«Наоборот»
Что может быть? :
Горячий Холодный
"Логический поезд”
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно,
корабль,
ручка
пальто,
часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду ( при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
задания со счетными палочками.
Где живет?" (огонь, улыбка, в каких словах живёт буква А, цифра 5)
"Что можно сказать о предмете, если там есть…" (если там есть мотор?)
."Раз, два, три… ко мне беги!" (у кого есть листочки, крылья)
"Что умеет делать?" (мяч, светофор, телевизор)
"Робинзон Крузо"
"Аукцион"
"Скелет”
«Метель»
«Неумейка» («Я воробей, я не умею танцевать»)
«Повторяка» (Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д.)
«Оживи предмет»
«Мои друзья» - Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).
«Чем был – чем стал» В. Было семечком, - Д. стало ростком, В. было головастиком, Д. стало лягушонком.?
"Раньше-позже"
"Паровозик времени"
«Найди общее» (кастрюля- лодка)
«Исключи лишнее»
«Что в круге лишнее?»
«На что похоже?» (улыбка- на радугу, на месяц, на солнечную погоду)
«Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений
«Что лишнее?»
«Подбери слова», входящие в эту систему (Ветер- облако, туча, веер, мельница, воздушный шар).
Перевёртыши»
"Теремок" (Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
«Составь предложение» (озеро, карандаш, медведь)
«Точка зрения» (Я- стул, Я- кукла. А что если ты превратился в цветок? О чём ты думаешь? Кого боишься? Кого любишь)
Моделирование сказок : «Повторяка», «Перевирание» «Салат из сказок», «Мы в сказке» «Что было потом» «Угадай сказку», «Расскажи сказку», «Сочиняем сказки по опорным словам», «Как спасти зайку», используя приемы фантазирования (сделать наоборот,увеличить – уменьшить,динамика – статика. коллаж из сказок, спасательные ситуации в сказках)
«Чтобы это могло быть?» (2- квадрата, 3- круга,1- прямоугольник
круги Луллия
Игра «Магазин» (Я, Карабас- Барабас, хочу тебя съесть. Не ешь меня, я лимон, невкусный)
Игра «Фонтан»- это. когда что- то выбрасывается А ещё у где есть фонтан: у кита, пар из кипящего чайника, гейзер, фонтан света. Обратные фонтаны: пылесос, вода уходит в землю.
Нетрадиционно-графические техника:
-кляксография
-ниткография
-пальцеграфия
-рисование штампами и шаблонами
-рисование фантастических героев
-создание коллажей
«Каляка» (дорисовывание)
Совместная деятельность с родителями
Анкетирование, наглядная агитация, консультация, беседа.
Анализ анкетирования, Семинар – практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников».
Итог проекта :
Открытый показ с привлечением детей и родителей.
Результатом проекта стала презентация «Воображаем, размышляем, творим»