Татьяна Дианова
Проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»
Разработала: Дианова Т. Н.
Крапивинский муниципальный округ 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика проекта …3
Актуальность …. 4
Цель …. 5
Задачи …. 5
Ожидаемые результаты …. 5
Организация работы по проекту … 6
Перспективный план работы …. 7
Выводы ….11
Список литературы …12
Характеристика проекта
Продолжительность проекта : среднесрочный (с 01.12.2021– 28. 02. 2022г).
Публикация «Проект во второй младшей группе „Здравствуй, Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Вид проекта : познавательно - творческий.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: дети 2 младшей группы.
Руководитель: воспитатель Дианова Татьяна Николаевна.
Актуальность
Все дети любят зиму, но по проведенному опросу оказалось, что дети путают названия времен года, почему времена года сменяют друг друга, что было бы, если бы не было зимой снега. Зимний период дает возможность стимулировать интересы детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, Новый год и т. д.) позволяют устанавливать причинно-следственные связи исходя из потребностей, интересов детей. Работа над проектом позволит каждому ребёнку продвинуться вперёд, на более высокий уровень. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их партнёрами. Способствует формированию бережного отношения к природе и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей младшего дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Здравствуй, Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Проблема: Дети младшего возраста любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности начальных представлений о временах года, не могут ответить на интересующие их вопросы. Они очень любознательны и хотят все знать, но у них еще не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.
Цель: формирование у детей целостной картины мира о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях.
Задачи:
• Способствовать формированию элементарных представлений о явлениях природы зимой.
• Развивать и поддерживать потребность ребёнка в общении, содействовать активизации словаря.
• Побуждать к эмоциональному отклику в процессе игр, хороводов и игровых упражнений.
• Формировать навыки сотворчества с взрослыми и самостоятельного творчества.
• Вовлечь родителей в творческий процесс.
Ожидаемый результат:
Дети:
• У детей будет сформировано элементарное представление о зиме, о труде взрослых зимой;
• Разовьётся интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
• Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
• Дети приобретут опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
• У детей возникнет желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки
Родители:
• Повысится уровень экологической воспитанности родителей.
• Будут проводят с детьми наблюдения в природе и пресекать попытки жесткого обращения с объектами природы.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
• Определение уровня знаний детей зиме.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Выбор форм работы
• Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, необходимого методического и демонстрационного материала
• Подготовка материала для художественно – творческой деятельности
• Подбор двигательных упражнений и подвижных игр
• Разработка плана работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.
• Опрос детей по проблеме «Что мы знаем о зиме?»
• Опрос родителей «Чего вы ожидаете от реализации проекта?»
II этап - основной практический:
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зиме
• Опыты и эксперименты с детьми зимой
• Наблюдение за явлениями природы и трудом взрослых
• Изготовление атрибутов к с/р играм, п/играм, хороводным
• Рассматривание картин, иллюстраций, чтение х/литературы
• Разучивание дидактических, подвижных, хороводных игр, заучивание песен, стихов о зиме
• Заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, а так же оказание помощи в повышении их педагогической культуры (подготовка домашних презентаций, участие в выставке «Зимние чудеса», пополнение развивающей среды играми и дидактическими пособиями)
*Проведение праздника «Как Шарик новогодние игрушки съел».
III этап — заключительный:
• Обработка результатов по реализации проекта
• Оформление родительского уголка: Консультации для родителей: «Одежда для прогулок», «Игры на прогулке зимой», «О пользе прогулок с детьми в зимнее время», «Профилактика гриппа и других простудных заболеваний»
• Изготовление поделок для выставки
• Презентация проекта :
- Организация творческой выставки: «Зимние чудеса»
Перспективный план работы
Взаимодействие с детьми
Образовательные области. Задачи Формы, методы и средства реализации проекта
Познавательное развитие
Формировать представление о временах года, зимних месяцах, зимних забавах и Новом годе. Развивать познавательный интерес у детей.
• Наблюдения на прогулке за снегом, сосульками, небом, елью,ветром, птицами, работой дворника.
• Беседы: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние месяца «, «Новый год»
• Игры с природным материалом (шишки, желуди, семена деревьев и др.)
• Дидактические игры: «Сколько снежинок?», «Узнай и назови», «Сложи картинку», «Весёлые снеговики», «Большой– маленький», «Кто это делает?», «Выбери сосульку»
• Сенсорные игры: «Отгадай снежинку», «Разрезные картинки», «Мозаика», лото «Времена года», «Чудесный мешочек», «Найди такую же снежинку»
• Конструирование «Построим башню», «Заборчик», «Домик для снеговика»
• Опыты и эксперименты со снегом, водой и льдом на прогулке и в группе.
• Просмотр детских электронных презентаций о зиме: «Загадки и отгадки о зиме», «Как животные подготовились к зиме», «Зимушка – зима», «Покормите птиц зимой».
Социально-коммуникативное развитие
Познакомить детей с характерными особенностями зимы. Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Формировать представления о труде взрослых в природе. Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы. Содействовать развитию первоначальных умений включаться в совместную деятельность. Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия. • Беседы: «Зима чудесная пора», «Что за праздник Новый год?», «Игры зимой», «Что зимой бывает»
• С/ р игры: «Собираемся на прогулку», «Кукла Маша готовится к Новому году» Цикл наблюдений : «Деревья вокруг нас», «Когда дует ветер», «После снега»
• Д/у «Зимние слова», «Когда идёт снег», «Скажем дворнику «спасибо», «Подбери пару для варежки», «Найди зиму на картинке и назови её признаки», «Найди зимующих и перелётных птиц».
• Рассматривание сюжетных картинок:«Дети играют зимой», «Дети делают снеговика»
• Игры – драматизации по сказкам «Рукавичка», «Заюшкина избушка».
• НОД по ОБЖ: «Опасности зимой». Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Не идётся и не едется, потому что гололедица», «Чем опасна сосулька», «Одевайся по погоде».
Речевое развитие
Формировать умение подбирать и употреблять в речи определения. Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Формировать простейшие формы монологической речи. Формировать у воспитанников в умении называть природные явления, находить и показывать на календаре природы. • Составление коротких рассказов по теме «Зима»
• Коммуникативные игры: «Подбери слова», «Доскажи словечко», «Узнай и назови», «Что бывает зимой?»
• Просмотр и обсуждение мультфильмов «Смешарики. Вот пришла зима», «Маша и Медведь», «Дед Мороз»
• Пальчиковые игры: «Снежинки», «Цветные сосульки», «Снежок»
Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку», «Чья снежинка улетит дальше?
• «Чтение и заучивание стихотворений о зиме».
• Беседы с детьми в течение дня: «Что мы знаем о зиме», «Идёт зима, аукает…», «Чем мне нравится зимушка - красавица», «Что для птиц страшнее – голод или холод?», «Когда растут сосульки?».
• Проведение словесных игр с детьми: «Назови, как можно больше зимних слов», «Узнай по описанию и назови время года».
Физическое развитие
Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами. Формировать культурно-гигиенические навыки; воспитывать привычку следить за своим внешним видом. Удовлетворять потребность детей в движении и развивать положительные эмоции, активность и самостоятельность. • Подвижные игры: «Два мороза», «На земле лежит снежок», «По ровненькой дорожке», «Прокати снежок», «Достань снежинку», «Зайка беленький сидит», «Мы погреемся немножко», «Попади льдинкой в цель», «Прикрепи нос снеговику с закрытыми глазами». Игры-соревнования: «Кто скорее перенесёт снег», «Чья команда быстрее передаст снежный ком».
• Игровые ситуации: «Как мама учила мишку одеваться на прогулку зимой», «Научим Хрюшу прыгать», «Как мы бегаем по снежному лабиринту».
• Беседы-рассуждения: «Пришел Мороз - береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Витамины укрепляют организм».
Художественно-эстетическое развитие
Учить слушать стихи, проговаривать их при повторном чтении. Развивать способность чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, узнавать их на книжных иллюстрациях, давать элементарную оценку, выражать свои впечатления в слове, жесте. Обогащать слушательский опыт: поддерживать участие в детских фольклорных играх, слушание маленьких песенок. Передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (падает снег, серпантин); развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Развивать чувство цвета и ритма. • Лепка: «Чудесная снежинка», «Весёлые снеговики» Рисование: «Сосульки», «Елочка нарядная», «Серпантин», «Красивое развесистое дерево зимой», «Вот зима, кругом бело», «Снежинка».
• Аппликация «Зимний пейзаж», «Праздничная елочка»
• Чтение произведений И. Бунина «Снег идёт», О. Зарубина «Как зайка Новый год искал», Т. Рыжова «Снежное чудо» ,Н. Перова «Зимняя сказка»,«Новогоднее чудо, стих. Берестова «Падают снежики», Н. Григорьева «Ёлочка», Ю. Тувим «снежная улица»
• Слушание:«Кружатся снежинки» муз. С. Майкопара.
Музыкально-ритмические игры:
«Снежинки танцуют», «Прятки с снежинками»
• Инсценировка песни «Маленькой елочке -хороводная»
• Ознакомление с искусством: рассматривание репродукций картин А. Пластова «Первый снег».
• Слушание: П. И. Чайковский «Метель».
Сотрудничество педагогов с родителями:
1. Оформление папок - передвижек для родителей по теме:
• «Зима»;
• «Профилактика простудных заболеваний у детей».
• Подборка стихотворений о зиме для разучивания с детьми дома.
• Консультация для родителей на тему: «Зимние травмы».
• Консультация для родителей на тему: «Здоровье без лекарств».
2. Организация деятельности детей и родителей:
• Предложить родителям смастерить с детьми кормушки и развесить их во дворе дома и на прогулочном участке группы, в течение зимы подкармливать птиц и наблюдать за зимующими птицами.
• Предложить родителям сделать фотографии своего ребёнка во время зимней прогулки на фоне зимнего пейзажа, во время зимних забав и принести в детский сад, для участия в фотовыставке «Мы любим зиму».
• Предложить родителям совместно с детьми поучаствовать в выставке рисунков на тему: «Здравствуй, гостья Зима!»
• Посоветовать родителям: дома чаще беседовать с детьми о зиме, повторять названия и последовательность зимних месяцев, рассказывать о таких зимних явлениях, как иней, гололёд, метель, сосульки, загадывать зимние загадки.
Результаты проекта :
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников и музыкантов на тему зимы;
Дети овладели расширенным словарным запасом по теме «Зима»;
Дети имеют представление о природе родного края зимой;
У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Обогатился наглядный материл по теме «Зима».
Оформлена фотовыставка на тему: «Мы любим зиму».
Оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Здравствуй, гостья Зима!»
Выводы
Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Литература
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-синтез», 2012г – 64С.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
3. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.
5. Интернет-ресурсы