Татьяна Булгакова
Проект во второй младшей группе «Осень, осень, в гости просим»
▼ Скачать
Вид проекта : исследовательски - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации: 02 – 20 октября 2023г.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Актуальность разработки и реализации проекта :
Публикация «Проект во второй младшей группе „Осень, осень, в гости просим“» размещена в разделах
В образовательном процессе младших дошкольников не предусматривается глубокое знание об осени. Часто наблюдения за изменениями в природе, происходящими осенью, становятся простыми и обыденными и сводятся к проведению бесед для детей данного возраста. А ведь существует масса осенних явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством, как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений и процессов, происходящих в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы : «Зачем и куда улетают птицы?», «Почему опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?». Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатель решил провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Цели проекта : Сформировать представления детей об осени, как одного из времен года, ее дарах и их пользе. Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в осенний период времени, с изменениями в живой и не живой природе. Способствовать творческому выражению детей в продуктивной деятельности.
Задачи проекта :
Обучающие: расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
С помощью исследовательской деятельности научить детей различать плоды по особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.
Развивающие: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения драматизировать небольшие отрывки, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду;
Воспитывающие: Воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе. Воспитывать трудолюбие.
Для решения задач используются следующие методические приё мы:
• Беседы;
• Наблюдения, экскурсии;
• Чтение художественной литературы;
• Чтение стихов, пословиц, отгадывание загадок.
• Рассматривание фотографий и иллюстраций, репродукций картин;
• Непосредственно организованная образовательная деятельность детей;
• Дидактические игры;
• Подвижные и музыкальные игры;
• Гимнастики (утренние, дыхательные, пальчиковые);
• Опытно – экпериментальная деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта : Иллюстративный демонстрационный материал, художественные произведения, СD – проигрыватель, музыкальные произведения, стихи, муляжи фруктов и овощей, ватман с нарисованным деревом, мультимедийное оборудование.
Работа над проектом с родителями :
• Обсуждение темы проекта;
• Привлечение родителей к организации и реализации проекта;
• Проведение консультаций;
Предполагаемый результат:
Дети:
• Расширятья знания детей об осени, её признаках и дарах;
• Пополнится словарный запас;
• Дети научатся ценить и беречь природу.
• Улучшаться взаимоотношения между детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Родители:
• Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей.
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских работ.
Выставка творческих работ родителей, выполненных совместно с детьми.
Картотека дидактических игр.
Подборка стихотворений, поговорок, пословиц по теме проекта.
Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта.
Мультимедийная презентация.
Этапы реализации проекта :
1 этап- подготовительный:
1. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.
2. Подготовка материала для реализации проекта :
Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме, изготовление пособий;
Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
3. Информированность родителей о предстоящей деятельности:
Оформление папки-передвижки, размещение информации по тематике проекта;
2 этап – практический (основной) :
Взаимодействие воспитателя с детьми:
1. Проведение тематических бесед:
«Когда приходит осень?»
«Растения осенью».
«Перелетные птицы».
«Жизнь животных с наступлением осени».
«Как отличить осень?».
«Осенние цветы».
«Осенние праздники».
«Урожай»
2. Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Овощи», «Огородная сказка»
Н. Григорьева «Репка»
Э. Хогарт «Знаменитый кабачок»
Стихотворения:
И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Падают листья», «Дождик».
А. С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарование", "Уж небо, осень дышало"
Э. Успенский «Как растим капусту»
Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Н. А. Некрасов "Несжатая полоса", "Славная осень"
С. Есенин "Нивы сжаты. Рощи голы"
М. Ю. Лермонтов "На севере диком стоит одиноко"
А. Н. Плещеев "Осень наступила, высохли цветы"
А. Майков "Кроет уж лист золотой"
А. А. Фет "Ласточки пропали"
А. К. Толстой "Осень обсыпается весь наш бедный сад", "Осень"
И. Бунин "Чаща леса"
Заучивание стихов об осени :
В. Берестов «Октябрь»
И. Винокуров «Осень»
А. Ерикеев «Наступила осень»
Потешки:
Листопад, листопад
Одеваемся дружок,
Осень, осень — листопад
Малышке расскажем
Летит листочек
Осень, осень не спеши
Птички полетят на юг
Отгадывание загадок про овощи, фрукты и осенние явления в природе.
3. Рассматривание репродукций картин:
Алексей Саврасов. «Живопись. Осень»
Виктория Белова. «Осень»
И. Бродский. «Поздняя осень»
И. Шишкин. «Золотая осень»
Исаак Левитан. «Золотая осень»
4. Оздоровительная деятельность:
Подвижные игры на свежем воздухе:
«Осенние листочки»
«С кочки на кочку»
«У медведя во бору»
«Собери грибы»
«Солнышко и дождик»
Комплексы утренней гимнастики:
«Маленькие мышата»
Физкультминутки:
«Зайка серенький»
«Ветер дует нам в лицо»
Дыхательная гимнастика:
«Ветерок»
«Пушок»
«Листья шелестят»
Пальчиковая гимнастика:
«Овощи»
«Фрукты»
«Мы капусту рубим»
«Падают листья»
«Это деревья в лесу…»
4. Игровая деятельность:
Сюжетная игра «На даче».
«Магазин «Овощи – фрукты»
Сюжетная игра «Собираем урожай».
Дидактические игры:
«Угадай на вкус»
«Волшебный мешочек»
«Когда это бывает?»
«Чей след?»
«Что за птица?»
«Назови растение»
«Угадай животное»
«Овощи и фрукты»
«Назови овощ или фрукт»
«Чего не стало»
Речевые игры:
«Разные вопросы» (Что растет на ветке? Что растёт на грядке? Кто живёт на дереве? и др.)
«Один и много»
5. Экспериментальная деятельность:
Эксперименты с листьями
«Мокрый лист»
«Засушим красивые листья»
6. Музыкальная деятельность:
Танец «Пляска с листочками»
Танец «Мухоморчики-грибы»
Хороводная игра «Осень в гости к нам пришла»
Песня-исценировка «Есть у нас огород»
7. Интегрированные занятия:
«Овощи и фрукты»
«Осень в лесу»
8. Художественно - продуктивная деятельность:
Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами).
Рисование «Тучка-плакучка»
Лепка «Краски осени»
Лепка «Грибочки»
Аппликация «Яблоки на блюде»
Коллективная аппликация с использованием природного материала «Осеннее дерево»
10. Наблюдения, экскурсии:
Рассматривание листьев клёна, рябины, березы.
Наблюдение за состоянием погоды; за небом, солнцем, облаками.
Наблюдение за птицами.
Целевая прогулка «Путешествие по экологической тропе осенью»
Одежда людей осенью.
Экскурсия на кухню детского сада, знакомство с работой повара.
Взаимодействие воспитателя с родителями:
Консультация «Как одеть ребёнка осенью».
Организация участия родителей в выставке работ на тему «Что нам осень подарила»
День добрых дел «Уборка опавших листьев на прогулочном участке»
Рекомендовать просмотр дома с детьми мультфильмов: «Муха цокотуха», «Мешок яблок», «Осенние зарисовки».
Рекомендовать разучивание с детьми стихотворений об осени.
Беседы с родителями о необходимости участия и о серьезном
отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
3 этап- заключительный:
Выставка детских работ.
Оформление фотовыставки.
Организация выставки творческих работ родителей, выполненных совместно с детьми: «Что нам осень подарила».
Развлечение «Подарки осени»
Презентация проекта.
В ходе проведения проекта «Осень, осень, в гости просим!» были получены
следующие результаты:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; полюбили слушать стихи и рассказы об осени; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, репродукции картин.
Дети знают и называют большое количество овощей и фруктов, осенние приметы и явления. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
Родители поддержали воспитателя, проявили инициативу и творчество в изготовлении поделок из природного материала совместно с детьми на тему «Что нам осень подарила».
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в мероприятиях, проводимых в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте; сблизила детей, родителей и воспитателей.