жаркова надежда викторовна
Проект во второй младшей группе «Наши друзья — насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наши друзья - насекомые»
Вид проекта: средней продолжительности, групповой, поисково-исследовательский.
Продолжительность проекта: апрель – август.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема. Дети смотрят на окружающий их мир, но зачастую не замечают его мелких представителей – насекомых. Не видят ни разнообразия насекомых, ни их особого мира, ни их прелести. Для того чтобы дети это увидели, им надо помочь узнать мир насекомых, а узнав, они полюбят его и будут беречь.
Педагоги заметили, что одни дети боятся насекомых, а другие стремятся во что бы то ни стало поймать их, не думая о последствиях. Есть дети (и немало, которые безжалостно их уничтожают. Взрослые вместе с детьми приняли решение поработать над проектом «Шестиногий народец».
Цель проекта – содействие в расширении и систематизации представлений детей о разнообразии насекомых, в установлении взаимосвязей и зависимостей, существующих в природе; пробуждение интереса к насекомым, стремления если не защищать, то хотя бы не обижать их.
Задачи проекта:
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка и др., их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать начальные предпосылки поисковой деятельности.
Предполагаемый результат:
• дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Сотрудничество с семьёй:
• консультация «Укусы насекомых у детей»;
• изготовление поделок для украшения участка;
• пошив костюмов для театрализованных представлений;
• написание писем насекомым;
• участие в конкурсе «Наше любимое насекомое»;
• придумывание сказок вместе с детьми о насекомых;
• организация мини-выставки «Насекомые – любимые игрушки»;
• презентация семейных экологических проектов.
План реализации проекта
«Шестиногий народец»
№ Мероприятия Участники Сроки проведения
Подготовительный этап
1 Родительское собрание по теме: «Участие в экологических проектах»
Воспитатели, родители 08 апреля
2 Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых; изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение магазинных игр о насекомых
Воспитатели, родители
Воспитатели Апрель
3 Продумывание и написание конспектов ООД по ознакомлению детей с насекомыми
Исследовательский этап
4 ООД «Путешествие в мир насекомых» Воспитатели, дети Май
5 Наблюдения на прогулке Воспитатели, дети Апрель -август
6 Беседа «Какие бывают насекомые» Воспитатели, дети Апрель
7 Продуктивная деятельность: лепка «Бабочка», рисование: раскрашивание картинок с изображением насекомых
Воспитатели, дети Апрель
8 Создание альбома для рассматривания «Шестиногий народец»
Родители, дети Май
9 Выставка поделок «Наше любимое насекомое»
Родители, дети Август
10 Организация мини-выставки «Насекомые — любимые игрушки»
Родители, дети, воспитатели Июль
11 Изготовление поделок для оформления участка Родители, дети, воспитатели Май
12
Наблюдения за жизнью насекомых на участке детского сада
Сережа Л. Апрель
13
Обследование пенька
Ксения И. Апрель
14 Изучение превращений бабочки
Воспитатели, дети Май-июнь
15 Устроение инсектария для наблюдения
Воспитатели, дети Июнь-июль
16 Поиск информации о различных видах насекомых
Дима Т., Ваня П. ,Данил П. Май-июнь
17 Подсчет количества насекомых, увиденных на участке Коля М. ,
Ярослав Б. Июнь
18 Измерение, сравнение величины насекомых
Алиса Г. Июнь
19 Составление модели «Насекомые»
Воспитатели, дети Май
20 Рисование иллюстраций на темы «Шестиногий народец», «А у нас во дворе»
Воспитатели, дети, родители Июнь-июль
21 Создание аппликаций, коллажей по сказкам К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»
Воспитатели, дети, родители Июнь-июль
22 Зарисовки наблюдений
Воспитатели, дети, родители Май-август
23 Придумывание сказок вместе с родителями
Дети, родители Июль
24 Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых
Воспитатели, дети, родители Май-август
25 Чтение художественной литературы о насекомых (В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»)
Воспитатели, дети Июнь-август
26 Настольно-печатные игры «Муравьи спешат домой», «Поймай меня»
Воспитатели, дети Май
27 Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Кто где живёт?», «Мозаика», «Следопыт», «Сравни и назови», «Что неправильно нарисовал художник?», «Путаница»
Воспитатели, дети Апрель-август
28 Лабиринты «Помоги муравьям попасть в муравейник», «Помоги бабочке найти свой цветок»,
«Помоги пчёлке долететь до улья»
Воспитатели, дети Июль
29 Подвижные игры «Бабочки», «Кузнечик», «Поймай комара»
Воспитатели, дети Май- июль
30 Пословицы и поговорки о насекомых
Воспитатели, дети, родители Июнь-июль
31 Придумывание загадок о насекомых: описание их внешнего вида с опорой на сравнение с другими животными; описание их действий в сравнении с другими животными
Воспитатели, дети, родители Май-июль
32 Письма насекомым Воспитатели, дети, родители Июнь-июль
33 Конкурс «художников-энтомологов»
Воспитатели, дети, родители Июль
34 Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» Воспитатели, дети Июнь
35 Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Муравьишка-хвастунишка», «Грибок-теремок», «Дюймовочка»
Воспитатели, дети Апрель-август
36 Насекомые «Красной книги». Обзорное знакомство (рассматривание иллюстраций и показ части фильма на DVD из «Красной книги России. Животные. Растения. Фотогалерея»)
Воспитатели, дети Июнь-июль
37 Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о насекомых Родители, воспитатели, дети Май -июль
Заключительный этап
38 Презентация экологических проектов:
- «Пчелка»
- «Божья коровка»
- «Бабочка»
- «Кузнечик»
- «Муравей»
Семья
Ткаченко
Семья
Латышевых
Семья
Ишутиных
Семья
Макаркиных
Семья
Бокатуевых
Август
39 Проведение досуга «Наши соседи – насекомые»
Воспитатели, дети Август
Литература
Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014
Зотов В. В. Лесная мозаика. – М., 1994
Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» - СПб. : «Детство – пресс», 2005
Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2016
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013
Михайлова – Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО – М. : Просвещение, 2015
Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Мозаика – Синтез, 2013
Нуждина Т. Д. Мир животных и растений, Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Академия, Компания: Академия Холдинг, 2000
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : «Детство – пресс», 2015
Открытые мероприятия для детей 2 младшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». – Авт. -сост. : Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015
Занятие во второй младшей группе на тему: «Путешествие в мир насекомых».
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Задачи:
Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.
Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.
Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
Материал: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, ; цветы из цветного картона; звукозапись; лепестки с изображением цветов, насекомых, ; магнитная доска.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в Страну насекомых.
Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.
-Выберете и назовите насекомых на картинках.
-Чем похожи все насекомые?
- Чем питаются насекомые?
- Почему насекомые легко прячутся?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.
Воспитатель: К нам в гости сегодня придёт, а кто, вы узнаете когда отгадаете загадку.
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
Воспитатель: Ребята, ёжик пригласил нас в гости. Но что бы попасть к нему на поляну нам нужно отгадать загадки.
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)
Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»(показывает картинку с изображением пчелы)
Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.
Игра
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов (показывает картинку с изображением божьей коровки)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы»
(приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они
«вспархивают» у него из-под руки.
Воспитатель:
Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
(картинка с изображением муравья)
(Появляется Ёжик)
Ёжик: Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. (Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые).
Воспитатель: Спасибо тебе Ёжик, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.
ВЕСЕННЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
для детей младшего дошкольного возраста
«Наши соседи — насекомые»
Зал тематически украшен. В аудио записи звучит щебетание птиц. Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра -
В гости к нам пришла весна!
Весна: Я Весна — красна, бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.
Исполняется песня «Весна пришла».
Весна: Сегодня мы посмотрим как встречают весну наши насекомые.
Не птица, а с крыльями. Над цветами порхает, медок собирает. Кто
это?
Дети: Пчелка.
Пчелка: Стихотворение: Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
• - Что ты ищешь там?
• - Нектар.
• - А тебе не надоело?
- Не наскучило искать?
• - Нет!
- Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать.
Я — пчелка. Мы живем большой семьей. Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем мед. На зиму мы засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах.
Проводится игра «Пчелы»(обручи-домики в центре круга, играющие идут по внешнему кругу, приговаривая: Солнышко проснется -
Пчелка кружит, пчелка вьется.
Собирает свежий мед
И домой его несет.
С последними словами дети стараются занять обруч, кому не хватило, выбывает из игры.)
Весна: У этих жучков красные платьица в черный горох.
На растении они обитают и вредных тлей уничтожает. Кто это?
Дети: Божья коровка.
Божья коровка: Точка, точка,
Два крючочка -
Это лапки у жука.
Справа — точка, слева — точка,
В чёрных крапинках бока.
Я — божья коровка. Меня назвали так потому, что у меня на ножках выделяется молочко. Питаюсь тлёй. На зиму засыпаю.
Исполняется песня про божью коровку.
Весна: В лесу у пня суета, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет. О ком это?
Дети: О муравьях.
Муравьишка: Я муравей. У меня большая дружная семья. Мы живем в большом
доме, который называется муравейник. Хотя я плохо вижу, я с
помощью усиков могу ощупать все, что встречается на пути.
Питаюсь я травинками и мертвыми насекомыми, а осенью
ложусь спать до самой весны.
Проводится игра «Муравьишка спешит домой».
Весна: Над ними трепещут былинки
Им так хорошо и тепло,
У них бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло.
Про кого эта загадка, ребята?
Дети: Про стрекозу.
Стрекоза: Стрекоза, стрекоза -
Любопытные глаза.
То летит она вперед,
То висит, как вертолет,
Над водой голубой,
Над травой луговой,
Над поляной лесной.
Я стрекоза, могу висеть в воздухе, питаюсь насекомыми, я их ловлю налету. Я очень боюсь холода.
Весна: Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Кто это?
Дети: Бабочка.
Бабочка: Пестрых крыльев лоскутки
Так красивы и легки.
Бабочкой меня зовут,
Я летаю там и тут.
От цветка и до цветка,
И всегда боюсь сачка.
Ой, ребята не ловите,
Пожалейте, пощадите.
Я бабочка. Я питаюсь нектаром цветов. Бабочек очень много и все они разные.
Исполняется песня «Бабочка».
Весна: Вот какие разные насекомые: одни — радуют глаз (бабочка, стрекоза, другие — помогают людям (божья коровка, пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу