Литвинова Анна
Проект во второй младшей группе «Мишуткина семья»
▼ Скачать + Заказать документы
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Актуальность темы:
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране
начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные
Публикация «Проект во второй младшей группе „Мишуткина семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что
позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим
людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ
нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем
традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие
качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки
самой семьи».
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия,
встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы
счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко
бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся
ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой
информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей,
историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас
возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к
общечеловеческим ценностям и любви к своей семье и дому.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого
человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа
над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка,
укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать
понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны
помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к
членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта : воспитание у дошкольников любви и уважительного отношения к родителям и предкам, к семейным ценностям, традициям, праздникам.
Проблема: Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
1. Закреплять понятия «семья»; «родные», «близкие», закреплять знание имён, родителей, бабушек и дедушек.
2. Закреплять знания у детей о профессиях своих родителей.
3. Формировать представления о семейных праздниках и традициях.
4. Закрепить знания детей о названии города, улицы, на которой живёшь.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
2. развивать интерес к семейным традициям
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
2. Способствовать воспитанию основ нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
3. Привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Паспорт проекта :
Название: Нравственно-патриотический проект «Мишуткина семья»
Разработчик проекта : Литвинова А. В., Дудова Т. А.
Руководитель проекта : Литвинова А. В., Дудова Т. А.
Место проведения: г. Гатчина, МБДОУ № 26 «Дом радости»
Сроки проведения: 01.02.2023-20.03.2023.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы №2, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Вид, тип проекта : групповой, краткосрочный, познавательно-информационный.
Предпосылки к определению цели детьми: Чтение русско-народной сказки «Три медведя»
Цель детей: узнать что такое семья?
Модель трех вопросов:
1. Что мы знаем? Мы дети. У нас есть родители.
2. Что хотим узнать? Что такое семья? Кто о нас
заботится? Где работают мои родители? Какая у меня
семья?
3. Как мы узнаем? Спросим у родителей, у воспитателей.
Итоговое мероприятие: Инсценировка русско-народной сказки «Три медведя». Видео из семейных фотографий воспитанников «Моя семья - что может быть дороже».
Идея проекта – выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы.
Предполагаемый результат:
Расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях.
Осознание детьми собственного статуса в семье и понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.
Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
Укрепление межсемейных и внутрисемейных связей.
Повышение активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.
Принципы работы:
принцип доступности;
принцип индивидуализации;
принцип наглядности;
принцип содействия, сотрудничества;
Методы проекта :
беседы,
чтение художественной литературы
наглядный метод
разные виды детской деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая).
совместная деятельность родителей и детей.
Аннотация проекта.
Данный проект разработан для детей второй младшей группы (дети от 3 до 4лет). Проект состоит из трех этапов реализации: подготовительный, практический, заключительный.
Работа осуществлялась по трем направлениям:
Взаимодействие с родителями:
1. Изготовление генеалогического дерева «Моя семья»
2. Изготовление альбома «Профессии моих родителей».
3. Фотоотчет для изготовления стенгазеты: «Маленькие помощники», «Традиции нашей семьи».
4. Консультация «Воспитываем патриотов с детства», «Семья и семейные ценности», «Семейные ценности - залог успешного воспитания», «Куда сходить с ребёнком в выходные»
5. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Основные традиции семьи»
6. папка-передвижка «Как воспитать маленького патриота».
7. Привлечение родителей к сбору материала для оформления предметно- окружающей среды в группе, побуждающей у детей нравственно – патриотические чувства.
8. Развлечение «Спортивная семья»
9. Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о семье.
10. Проведение мастер-классов «Открытка для папы к 23 февраля»,
11. Проведение экскурсии для детей в группе папой Жакипова Матвея «Военная профессия» и бабушкой Андрийчук Маши «Профессия парикмахера».
12. Оказание помощи в проведение праздника «Масленицы», испекли блины родители Федоровой Вероники, Салайчука Пети, Шакуты Мирона, Кузьмина Саши.
13. Участие в акции «Дарите книги с любовью!», «Ладошки любви»
14. Участие родителей Ефутина Лёни в конкурсе "Букет для мамочки", организованный в детской библиотеке.
15. Показ сказки «Три медведя»
План реализации проекта :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
Подбор художественной литературы в рамках проекта;
Подбор наглядно-иллюстративного материала;
Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
Составление картотек загадок, стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке, поговорок;
Подбор материала для продуктивной деятельности.
3. Составление плана мероприятий по реализации проекта;
4. Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Основной этап проекта :
Образовательная область Вид деятельности Совместная деятельность Работа с родителями
«Познавательное развитие»
Ознакомление с окружающим миром Рассматривание фотоальбомов и сюжетных картинок по теме «Моя семья», иллюстрации и картинки по теме «Профессии».
Беседа по сказки «Три медведя», «Моя семья», «Любимые занятия членов нашей семьи», «Праздники в нашей семье», «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки», «Все профессии важны».
НОД «Моя семья – это радость»
Дидактические игры: «Моя семья», «Мои хорошие поступки», «Кто старше (младше?».
Настольно-печатные игры: «Чьи вещи», лото «Семья», «Найди пару». Изготовление генеалогического дерева «Моя семья», альбома «Профессии моих родителей».
Фотоотчет для изготовления стенгазеты: «Маленькие помощники», «Традиции нашей семьи».
Консультация «Воспитываем патриотов с детства», «Семья и семейные ценности», «Семейные ценности - залог успешного воспитания», «Куда сходить с ребёнком в выходные»
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Основные традиции семьи»
Папка передвижка «Как воспитать маленького патриота».
ФЭМП НОД «Путешествие с папой в лес за грибами», «В гостях у трех медведей»
Дидактическая игра «Соберем бусы для мамы», «Построим дом из геометрических фигур»
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Дочки-матери», «В гостях у бабушки»
«День рождения мамы (папы)», «Детский сад».
Игровые упражнения: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Приготовим обед».
Дидактические игры: «Чьи детки», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии»
Словесные игры: «Назови ласково», «Вежливые слова»
Настольные игры
«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда»
Театрализация по сказкам: «Три медведя», настольный театр «Волк и козлята», «Репка», «Маша и медведь»,
Трудовая Коллективный труд: «Мы помощники», «День добрых дел» (собрать игрушки, постирать куклам одежду, помочь накрыть на стол) Фотоотчет «Маленькие помощники»
Коммуникативная Решение проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если мама/ папа заболеет?», «Испачкалось платье у куклы, что делать?»
Беседы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Что готовит мама», «Генеалогическое древо»
«Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки», «Какая у меня мама, папа?»,
«Мои бабушка и дедушка», «Традиции семьи»
Просмотр презентации «Наша крепкая семья», «Дома, в которых мы живем».
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик».
Проведение экскурсии для детей в группе папой Жакипова Матвея «Военная профессия» и бабушкой Андрийчук Маши «Профессия парикмахера».
Участие семей в акции «Дарите книги с любовью», «Ладошки любви»
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность Нетрадиционное рисование: «Моя семья», «Цветок для мамы», коллективная работа «Курочка и цыплята»,
Аппликация: «Платочек для бабушки», «Дом моей семьи», «Моя семья»
Лепка: «Мишутка», «Пирожки для бабушки», «Погремушка для братика» Участие семьи Ефутина Леонида и Кариповой Алисы в конкурсе «Букет для мамочки»
Мастер-класс «Открытка для папы к 23 февраля», «Подарок маме»
конструктивно-модельная деятельность Конструирование: «Дом для семьи», «Мебель для дома»
музыкальная Разучивание песен «Мы для мамочки поем», «Что же маме подарить?», «Милая бабуленька». Прослушивание песен: «Песенка мамонтенка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Колыбельная медведицы» муз. игра «Кошка с котятами».
Речевое развитие Развитие речи Составление рассказов: «Познакомьтесь с моей семьей» (с использованием родословного дерева)
«Кем работают мои родители», «Как я помогаю
дома», «Как мы отдыхаем».
Заучивание стихотворения: В. Н. Орлов «Я узнал, что у меня есть огромная семья», стихов на утренник про маму и бабушку.
Чистоговорки: «Ша-ша-ша – мама нянчит малыша» и
др. (см. приложения)
Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.
Отгадывание загадок о семье.
Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье
лад», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Загадки: тема «Семья
Повторение стихотворений дома
Чтение художественной литературы Черил Хокинсон «Семья Снегопухов встречает Новый год», К. Ушинский «Петушок с семьёй»; Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»;
Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси лебеди», «Репка»;
Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о семье.
Физическое развитие двигательная Ситуативный разговор: «В здоровом теле – здоровый дух», «Микробы и мыло»
Просмотр мультфильма К. Чуковского “Мойдодыр”- дать представление о том, что
неряхой быть плохо, в доме должен быть порядок.
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики»
Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой»
Физкультминутки: «Семейная зарядка», «Помогаем
маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель», Мишка косолапый».
Пальчиковые игры: «Семья», «Дружная семья», «Сорока-белобока», «Ладушки».
Развлечение «Спортивная семья»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Центр сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гостях у бабушки в деревне» необходимая мебель (детские стулья, игрушки (куклы, домашние животные, швабра, посуда, муляжи продуктов питания- фруктов, овощей).
Центр строительно-конструктивных игр: конструктор Lego, пластмассовый конструктор, большой и малый деревянные строительные конструкторы
Центр продуктивных видов деятельности: картины, иллюстрации, фотографии по теме, раскраски на тему «Семья».
Заключительный этап:
Драматизация сказки «Три медведя» на новый лад.
Видео из семейных фотографий воспитанников «Моя семья - что может быть дороже».
Проведение акции «Ладошки любви»
Результаты деятельности:
В ходе реализации проекта, играя, дошкольники изучили больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Стали проявлять уважение и заботу ко всем членам семьи. Благодаря проведению данного проекта установили эмоционально положительные взаимоотношения родитель-ребенок-педагог, удалось вовлечь семьи детей младшего дошкольного возраста в единое образовательное пространство, заинтересовать проектом, его мероприятиями. Кроме того, у родителей сформировались представления о нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ.
Список используемой литературы:
«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г.
«Общение педагога с родителями в ДОУ». Зверева О. Х., Кротова Т. В. , : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010 г.
Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
«Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
Веракса Н. Е. Комарова Т. С. Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования –
М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.