Татьяна Курлышова
Проект «Вместе с Пушкиным» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вместе с Пушкиным» для детей старшей группы
Автор проекта :
Курлышова Татьяна Васильевна, МБДОУ детский сад № 39 «Буратино» г. Пятигорск
Тип проекта : исследовательски-творческий.
Актуальность проекта : Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Публикация «Проект „Вместе с Пушкиным“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Однако, наблюдения показывают, что дети очень быстро «забывают» и авторов произведений, и, часто, особенности содержания того или иного произведения. Мы стали выяснять причину подобной «забывчивости» наших детей.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Опрос родителей на тему: «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.
Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.
Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Проблема: воспитание грамотного читателя в сотрудничестве с родителями.
Цель проекта : Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.
Задачи:
1. Приобщать детей к книжной культуре.
2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
3. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Продолжительность проекта : Сентябрь - май
Состав участников: групповой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители средней группы.
Этапы проекта : 1 - Организационный этап,
2 – Этап реализация проекта,
3 – Обобщающий этап.
1 этап – организационный
Уже 2 год в нашем городе проходит акция «Лето с Пушкиным», посвящённая дню рождения А. С. Пушкина. Дети и родители нашей группы с удовольствием участвовали в этой акции, она и дала содержательное направление темы проекта.
Совместно с детьми и родителями определили возможные источники информации об А. С. Пушкине :
- научно-популярная литература;
- научно-художественная литература;
- просмотр видеофильма;
- просмотр мультфильмов;
- экскурсии.
2 – Этап реализация проекта
1. Изучение домашней библиотеки
2. Выставка книг А. С. Пушкина «Там на неведомых дорожках …»
3. Рассказ о том, как эта книга появилась в доме
4. Выставка детских рисунков «Пушкин в моей семье»
5. Рисование портрета А. С. Пушкина в детском саду
6. Рисование портрета А. С. Пушкина детьми совместно с родителями
7. Выставка детско-родительских работ по сказкам А. С. Пушкина
8. Интервью «Что ты знаешь о Пушкине?»
9. Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина (внутри группы)
Родители стали так же активными участниками нашего проекта на всех его этапах :
- подбор информации по теме (энциклопедии, статьи из интернета, книги);
- помощь в подборе картинок, вырезок из статей, журналов;
- создание тематических книжных выставок;
- совместная деятельность с детьми для участия в конкурсах и выставках художественного творчества;
- помощь в оформлении групповой комнаты;
- изготовление костюмов и атрибутов для театрализации;
Дети и воспитатели с удовольствием используют поделки в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в художественном творчестве, театрализации. Данный проект позволил обогатить впечатления и знания детей, развил умение эмоционально откликаться на художественные образы произведений русского автора.
3 – Обобщающий этап
День рождения А. С. Пушкина – литературный праздник в группе и городской библиотеке.
Веселый праздник 6 июня прошел в группе : дети узнавали полюбившихся литературных персонажей, получали приятные эмоциональные переживания в процессе развлечения и творческой деятельности, активно и с удовольствием участвовали во всех предложенных играх. Ребята продемонстрировали высокий уровень литературоведческих знаний о творчестве А. С. Пушкина благодаря семейному чтению произведений великого поэта.
Продолжился праздник в городской библиотеке.
На мероприятие съехались лучшие чтецы из всех садов города. Они рассказывали отрывки из сказок А. С. Пушкина, посмотрели инсценировки сказок великого поэта, послушали песню о книгах Александра Сергеевича.
Результаты проекта
В результате проделанной работы:
1. У родителей повысился интерес к чтению художественной литературы детям. В ходе ответов на вопросы анкеты родители задумывались о важности этого направления семейного воспитания. Сопоставительный анализ ответов родителей показал, что они стали более ответственно относиться к выбору детских книг. Большинство родителей считают литературу полезным видом досуга взрослых и детей в семье. 79% родителей при выборе книги учитывают читательские интересы ребёнка. При покупке литературы 84% опрошенных родителей обращают внимание на качество иллюстраций, на имена художников – иллюстраторов детских книг.
2. У детей появилось стремление бережно относиться к книге как результату труда многих людей. Повысилась общая культура общения с книгой.
3. Повысилась активность воспитателей в вопросах оформления литературных центров совместно с родителями воспитанников.