Наталия Данилова
Проект «Вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья» в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад №3 «Золотой ключик»
Подготовила воспитатель Данилова Н. М.
Содержание проекта :
1. Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта 3
1.2. Цель и задачи проекта 4
1.3. Основные принципы реализации проекта 4
1.4. Адресат программы 5
1. Пояснительная записка
Публикация «Проект „Вместе дружная семья“» размещена в разделах
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».(Э. К. Суслова)
Сегодня перед системой образования в России стоит важная задача воспитание «поликультурной личности», обучению детей новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных народов. «Национальная доктрина образования в РФ» провозглашает в числе основных целей образования: «Национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «Формирование культуры мира и межличностных отношений», «Развитие культуры межэтнических отношений».
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта
Актуальность данной проблемы понимается нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также просвещение родителей.
Данный проект является частью работы по самообразованию, в основе которой лежат подходы к развитию ребенка как личности, к его социализации. Национальный состав педагогов и детей и их родителей в нашей группе разнообразен. Поэтому понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.
Педагогическая целесообразность проекта обусловлена тем, что поликультурное воспитание представляет собой один из подходов, ориентированных на сохранение, трансляцию и развитие культуры этносов и народов, проживающих в городке и позволяющих стимулировать активный отклик воспитанников.
1.2. Цель и задачи проекта
Ведущая педагогическая идея проекта – расширить знания детей старшего дошкольного возраста о традициях, обычаях народов разных национальностей. Активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания. На основе этой идеи были сформулированы цель и задачи проекта «Вместе дружная семья».
Цель: создание благоприятной среды для формирования положительного отношения детей к своим сверстникам, взрослым людям разной национальности.
Задачи:
- познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов,;
- сформировать положительное, толерантное отношение к языку, традициям представителей разных национальностей;
- воспитание гражданских чувств у детей, гордость за свой народ и свою родину, стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
1.3. Основные принципы реализации проекта
Проект :
- учитывает принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием педагога и ребенка, проецирует установку на разумное усвоение;
-включает принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, индивидуальных особенностям ребенка, обеспечивающих развивающий характер обучения;
-учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни;
-учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у обучающихся опыта самопознания и самоопределения;
-опирается на принцип толерантности, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, культуры, образа жизни;
1.4. Адресат проекта
Участниками проекта «Вместе дружная семья» являются воспитанники группы, педагоги, родители.
В дошкольном возрасте у ребё нка развиты первичные представления: о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира;
Ребёнок 5-6 лет проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать. Этот возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, а образовательное учреждение - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И задача педагогов – познакомить с основами толерантного отношения друг к другу, уважать традиции и культуру других народов, а также создать условия, которые позволят организовать плодотворную работу в этом направлении.
Сотрудничество с семьями и совместно организованные мероприятия («Мама, папа, я — многонациональная семья», беседа о семье, семейных традициях, фотоальбом «Моя семья», совместные сочинения детей и родителей не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.