Екатерина Уткина
Проект «Виртуальные экскурсии для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к образованию детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях современного динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий.
Публикация «Проект „Виртуальные экскурсии для дошкольников“» размещена в разделах
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством обучения, воспитания и развития современных дошкольников. Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия.
Дошкольный возраст, наиболее важный период, когда начинается процесс социализации, становление личности, индивидуальности ребенка. Происходит приобщение детей к культуре, общечеловеческим ценностям, семейным традициям, с учетом и особенностей традиций малой родины.
Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, искусство, историю предков. Знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем: с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Город Елец является древнейшим городом, с богатой историей, с массой достопримечательностей. Ельчанам есть чем гордиться! Елецкие умельцы известны далеко за пределами не только Ельца, Липецкой области, но и России. Но «о не каждый ее житель знает историю своего города, его святыни. Молодые родители не всегда находят время для приобщения своих малышей к достопримечательностям города, его традициям, его культуре и т. д. А развитие духовно-нравственных начал начинается с раннего возраста, именно, с любви к своей малой Родине. А чтобы любить свою улицу, город, его традиции, их надо знать.
Виртуальная экскурсия – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Ее преимуществами является следующее:
– погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
– не покидая здания ДОО, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;
– разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
– автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
- активная деятельность участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);
– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Таким образом, виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального, непосредственного посещения, сэкономить время и средства. Достоинство данных экскурсий заключается и в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки перед экскурсией проблемных вопросов либо выдачи детям определённых творческих заданий. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие воспитателя с воспитанниками: его активность уступает место активности детей. Воспитанники выступают полноправными участниками виртуальной экскурсии, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, а воспитатель побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Создавая виртуальную экскурсию по той или иной теме, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, совершенствуют навыки поиска необходимой информации, используя при этом все возможные пути – как традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов.
Таким образом, систематическое и целенаправленное, методически и психологически грамотное использование виртуальных экскурсий в образовательном процессе ДОО позволяет не просто сформировать у детей дошкольного возраста представления об окружающем мире, объектах и явлениях, недоступных для непосредственного изучения в силу разных причин (удаленности, финансовых возможностей семьи и др., но и преодолеть интеллектуальную пассивность детей и значительно повысить их интерес к образовательной деятельности, развить познавательные способности, обогатить социальный опыт. Виртуальные экскурсии при организации разнообразных форм работы обеспечивают развитие детей дошкольного возраста в рамках всех образовательных областей ФГОС ДО. В свою очередь, воспитатель существенно повышает уровень своей методической и информационно коммуникационной компетентности.
Цель:
1. Способствовать формированию и воспитанию достойных граждан своей Родины, гражданского сознания, воспитанию интереса и уважения старших поколений, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
2. Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития.
3. Создание условий для развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту
видам деятельности.
4. Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, родному городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Ельца. Воспитание у детей любви к родному городу Ельцу и его истории, народным промыслам. Воспитание собственного достоинства за сопричастность к представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Воспитание чувства гордости за людей труда, культуры и искусства - наших земляков.
Задачи:
-Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, традициям семьи, общества, государства.
- Содействовать развитию интереса, любознательности, к истории своей малой Родины, города.
- Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
- Воспитание чувства принадлежности к своей малой Родине.
Проект направлен на :
1. Создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранение здоровья воспитанников.
Ребенок получает возможность ознакомиться с новой информацией в комфортной для себя атмосфере, регулировать темп работы, может обыграть интересную для себя ситуацию.
2. Эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Родители (законные представители) воспитанников получают возможность активно участвовать в процессе воспитания и образования дошкольников. Могут совместно с педагогом планировать образовательный маршрут учащихся, без территориальных ограничений, так как видео-экскурсии позволяют охватить большее пространство и не требуют сложных организационных действий.
3. Пополнение материально-технической базы группы новыми учебно-методическими пособиями.
План мероприятий
№п/п Запланированные виртуальные экскурсии Содержание
1 Елецкий городской краеведческий музей
Познакомить детей с историей города через музеи; познакомить с экспозициями музеев; воспитывать патриотические чувства; приобщать к русской культуре и воспитывать уважение к истории народа.
2 Дом-музей елецкого кружева. Изучить историю коклюшечного кружевоплетения в России и современное применение кружева для декоративного оформления и отделки интерьеров и одежды; расширить и уточнить представления детей о традиционном народном промысле елецких умельцев: кружевоплетение;
дать представление о профессии кружевницы;
3 Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина
Познакомить с первым музеем, посвящённым Бунину, с мебелью той эпохи, личными вещами, книгами.
4 Пожарная каланча
Познакомить с зданием «Пожарная каланча». : Дать представления о профессии пожарний, воспитывать интерес к этой профессии. Закрепить знания о правилах при пожаре. Воспитывать любовь. к родному городу.
5 Улица Мира
Воспитание у детей любви к своему родному городу, формирование интереса к прошлому и настоящему города
6 Дом-музей Т. Н. Хренникова
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному наследию Тихона Николаевича Хренникова посредством формирования интереса к его творчеству, расширению музыкального кругозора и развитию эстетического вкуса.
7 Дом-музей Н. Н. Жукова
Вызвать интерес к творчеству художника Н. Н. Жукова, приобщать детей к музейной эстетике.
8 Драматический театр «Бенефис»
Знакомство с театром, воспитание интереса к нему.
9 Башня городских часов
Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям города посредством культурно-образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию ребенка.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
-дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения. Обладают начальными знаниями о себе, природном и социальном мире в котором он живет, проявляют стремление к получению знаний положительной мотивации к дальнейшему обучению на этапе начальной школы.
- у детей сформируются представления о Ельце как старинном городе, о старинных зданиях Ельца; бережному отношению к культурным ценностям родного города; познавательный интерес к традиционному елецкому кружевоплетению; умение договариваться в совместной деятельности; желание видеть и наблюдать «красивое» в предметах кружевоплетения; навыки творческой деятельности; пополнение словарного запаса.
Заключение.
Итак, основными задачами реализации проекта являются расширение представлений ребенка об окружающем мире; формирование у детей предпосылки к учебной деятельности; воспитание уважения к труду, способности взаимодействовать со сверстниками и людьми старшего возраста.
Основная проблема современного образования связана с активным развитием и внедрением в повседневную жизнь интернет ресурсов и телевидения, существует необходимость формирования у воспитанников дошкольных учреждений социально-коммуникативных навыков. Современные воспитанники плохо владеют элементарными навыками общения со сверстниками и взрослыми, плохо знакомы с этическими нормами поведения.
При условии воплощения в жизнь представленного проекта, у воспитателей ДОУ появится возможность решить проблему проведения экскурсий для воспитанников, расширить географические возможности образования, формировать у воспитанников позитивное отношение к обучению, создавать предпосылки для самостоятельного обучения в будущем.