Мария Ильина
Познавательно-исследовательский проект «Весна идет, весне — дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ильина Мария Александровна, воспитатель МДОУ детский сад «Солнышко»
Тема: «Весна идёт, весне - дорогу»
Тип проекта: познавательно – исследовательский
По характеру содержания: включает ребёнка и природу
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
Цель: Формирование у детей целостной системы знаний о весенних явлениях в природе через интегрирование образовательных областей.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Весна идет, весне — дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Задачи:
- Обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- Расширять представления о весенних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
- Продолжать учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности;
- Формировать знания детей об особенностях поведения животных в весенний период;
- Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за природой;
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
- Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации; развивать творческие способности.
- Обучать правилам безопасного поведения на улице в весенний период.
Актуальность темы:
- Долгая зима подходила к своему завершению. Все больше и больше солнечных дней нам дарила природа. И все больше времени мы проводили с детьми на улице. Дети с удовольствием рассматривали проталины, первую зелень, первые цветы, радостно сообщали всем, когда находили жука или муху. Вернувшись в группу после прогулки, мы с детьми стали беседовать о весенних изменениях в природе. Выяснилось, что всем детям нравится весна, но знания детей по данной теме требуют обобщения и систематизации. В ходе беседы у детей появились вопросы по этой теме, тут и возникла идея проведения проекта «Весна идет, весне – дорогу».
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы.
Ожидаемые результаты:
- знания детей о весенних явлениях в природе систематизированы и обобщены;
- дети знают правила безопасного поведения на природе и улице весной;
- проявляют бережное отношение к окружающей природе;
- дети проявляют желание участвовать в познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельным наблюдениям за явлениями в природе;
- развивающая среда группы пополнится необходимым материалом.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационный
1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта
2. Планирование совместной деятельности.
3. Подбор методической, художественной литературы по теме.
4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
5. Разработка плана реализации проекта.
II. Основной
(практический)
Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий).
III. Заключительный
1. Викторина «Весна красна»;
2. Презентация проекта на педагогическом совете;
3. Подведение итогов.
I этап - Организационный.
1. Осознание проблемной ситуации.
Что мы знаем?
После зимы наступает весна (Миша)
Начинает таят снег (Матвей)
Настал весенний месяц – март (Алина)
Солнце начинает пригревать (Ульяна)
Появляются сосульки (Лиза)
Что мы хотим узнать?
Почему тает снег? (Алина)
Почему набухают почки? (Ника)
Почему одни птицы прилетают, а другие улетают? (Захар)
Что такое проталины (Марьяна)
Что такое первоцветы? (Лиза)
Как изменяется жизнь животных весной?
Что сделать, чтобы узнали?
Прочитать в книге (Денис)
Подумать (Захар)
Спросить у кого-нибудь (Алина)
Увидеть в сказке (Ульяна)
Посмотреть в интернете (Марьяна)
Основные направления реализации проекта
Вид деятельности Формы работы
Познавательно - исследовательская
1. Просмотр презентации: «Весна»; «Легенды о весенних цветах»
2. Рассматривание репродукций картин: «Грачи прилетели» А. К. Саврасов, «Март», «Ранняя весна» И. И. Левитан
3. Рассматривание альбомов: «Весна и дети», «Весна», «Цветы», «Птицы»
4. Наблюдение: за погодой, деревьями, птицами,
растительностью на участке, сосульками, обрезкой деревьев, за проталинами, не живой природой, ручьем, снегом, за одеждой прохожих
5. Экскурсия: по территории детского сада, в парк, к елям;
6. Экспериментирование: «Таяние снега», «Распускание веточек»; «Изменение длины тени», «Нагревание предметов на солнце»
7. Развлечение: «Путешествие в зиму».
Коммуникативная
1. Заучивание стихотворений: «Уж тает снег, бегут ручьи…» А Плещеев; «Весна» И. Муравейко
2. Беседы: «Как птицы и звери весну встречают», «Весна в лесу», «Первоцветы», «Пришла весна, радость принесла», «Труд людей весной», «Как природа весной оживает», «Почему весной солнце светит ярче?» «Почему лес весной любит тишину», «Солнечная капель», «Что можно делать для птиц весной?», «Что делает медведь, когда проснется»; «Первоцветы», «День птиц», «Какие опасности могут подстерегать весной?», «Кто как весну встречает», «Почему сосулька растет вниз?»
3. Составление рассказов о зиме по сюжетным картинам:
«Дети вешают скворечник», «Весна. Дети заботятся о природе», «Весна. Помощь взрослым», «Весна. Работа в огороде», «Весна. Прогулка в лесу»; «Весна. Природа»; «Весна. Праздник 8 Марта», «Медведица с медвежатами»; «Весна. Животный мир», «Весна. Игры на свежем воздухе», «Девочки и верба», «Капель»
4. Отгадывание загадок о весне, о весенних природных
явлениях;
5. Разгадывание кроссворда: «Весна», «Лесные жители»
6. Составление рассказа о времени года с помощью алгоритма
«Алгоритм Времена года»
Игровая
1. Сюжетно-ролевые игры: «На лесной поляне»,
«Путешествие в парк».
2. Дидактические игры «Времена года», «Времена года:
ассоциации», «Узнай по описанию», «Узнай цветок»,
«Когда это бывает?» «Я знаю», «Какое время года»,
«Расскажи без слов», «Угадай», «Кто в лесу живет»
«Четыре сезона: Весна», «Собираемся на прогулку»;
3. Просмотр мультфильмов «Весенние мелодии»,
«Двенадцать месяцев»;
4. Инсценировки русских народных сказок: «Заюшкина
избушка».
Двигательная
1. Подвижные игры: «Перелет птиц»,
«Мы капельки», «Гори, гори ясно», «Не замочи ног»,
«Ворона и воробей»; «Летает – не летает», «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы»
2. Утренняя гимнастика: «Весна пришла», «В весенний лес».
3. Физкультминутки: «Что бывает весной», «Пришла весна», «Мы цветы в саду сажаем», «Шаловливые сосульки»
Трудовая
1. Сгребание снега к корням деревьев;
2. Посадка лука в группе;
3. Посадка рассады цветов;
4. Уборка участка от зимнего мусора
Чтение (восприятие художественной литературы
1. Чтение стихотворений: «Воробушки» В. Берестов,
«Одуванчик» О. Высотская, «Кто в чем» В.
Орлов, «Береза», «Травка зеленеет», «Весна», «Уж тает снг, бегут ручьи» А. Плещеев, «Зимние дни миновали» С. Дрожжин, «Сосульки» Л. Шарапова, «Отшумела злая вьюга» В. Берестов, «Жаворонок» В. Жуковский, «Долго шла весна тайком» Д. Аким, «Скворцы» Заболоцкий, «Первоцветы», в. Касаткина, «Звонко тенькает синица» И. Никитин, «Деньки стоят погожие» М. Пляцковский, «Подснежник» Е. Серова, «Фиалка» Е. Серова, «Ландыш» Е. Серова, «Зима недаром злится» Ф. Тютчев, «Апрель» Я. Аким
2. Чтение рассказов: «Три весны», В. Бианки, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «Март» В. Касаткина, «Кто как весну встречает» В. Касаткина, Серия рассказов о первоцветах В. Касаткина, Серия рассказов «Растения весной», В. Касаткина, «Перелетные птицы» В. Касаткина
3. Чтение пословиц и поговорок, народных примет о весне;
4. Выставка книг о природе.
Изобразительная
1. Рисование в свободное время: «Весна пришла», «Ветка с первыми листочками», «Расцвели красивые цветы»
2. Лепка: «Божья коровка», «Ласточка»;
3. Раскрашивание картинок по теме.
4. Аппликация: «Ветка мимозы», «Одуванчик», «Подснежник»
5. Оригами: «Кораблик»
Музыкальная
1. Прослушивание записи: «Времена года»,
П. И. Чайковского;
2. Записи «Голоса птиц»
Работа с родителями:
1. Папка - передвижка «Весна» (Информация про месяцы, загадки, стихи, сказка)
2. Буклет «Одежда детей в весенний период»
3. Выставка детских работ.
Результаты реализации проекта:
дети имеют представление о весне, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему весны;
дети владеют расширенным словарным запасом по данной теме;
дети знают правила безопасного поведения весной на природе и улице;
имеют представление о природе родного края;
дети проявляют бережное отношению к природе;
выставка творческих работ детей;
выставка книг о природе
развивающая среда группы пополнилась:
• Альбом «Весна»;
• Запись «Голоса птиц»;
• Д/И «Собираемся на прогулку»;
• Альбом: «Алгоритм «Времена года»»;
• Многоразовые раскраски-обводилки по весенней тематике
• Альбом с зарисовками наблюдений за веткой березы: «Дневник наблюдений за веткой березы»
Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале, достигнуты полностью.
Использованная литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. :Мозаико – Синтез, 2012. – 80с.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007. – 240 с.
4. Касаткина В. А. Природа родного края. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2010, 144 с.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. :АРКТИ, 2003.- 96с.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004.
7. Порхунова В. В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с.
8. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994.
9. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2008, 96 с.