Елена Морозова
Проект «Весеннее пробуждение природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Весеннее пробуждение природы»
«Природа – это единственная книга, каждая страница,
которой полна глубокого содержания»
И. В. Гёте
Актуальность.
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.
Публикация «Проект „Весеннее пробуждение природы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Данный проект позволит в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
В дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т. д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Гипотеза образовательного проекта.
Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу.
Тип проекта.
Информационно-творческий.
Продолжительность проекта.
Средней продолжительности /март-май/
Методы проекта.
Наглядные: наблюдения, экскурсии, энциклопедии, фотографии, картины, книги, мультемедийные презентации.
Словесные: Беседы, чтение художественной литературы
Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность
Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические
Участники проекта.
Воспитатели, воспитанники группы, родители.
Идея проекта.
Выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.
Цель проекта.
Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы весной.
2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру в весеннее время года.
3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
4. Расширить представление о сезонных изменениях в природе.
5. Углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период.
6. Развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;
7. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Образовательные области.
Познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Реализации проекта
I этап: Организационно - подготовительный
Детям предлагается обсудить вопросы:
Чем отличается весна от других времен года? Какие изменения происходят с растениями и жизнью насекомых, птиц и животных?
II этап: Практический.
Непосредственно образовательная деятельность. /см. Приложение/
Беседы: «Весна - красна!», «Кто больше радуется весне?», «Первоцветы», «О чем поют весенние птицы?»
Творческая деятельность: Конструирование из бумаги:«Бабочки», «Кораблики». Лепка: «Птицы», «Насекомые». Рисование: «Весенний лес», «Насекомые», «Первоцветы». Аппликация: «Букет цветов»
Чтение художественной литературы: изучение энциклопедий, чтение произведений А. Плещеев «Уж тает снег…», А. Пушкин «Улыбкой ясною природа», Б. Заходер «Долго шла весна», В. Бианки «Синичкин календарь», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Соколов «Времена года», Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Коммуникация: Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март»
Музыка: Слушание П. И. Чайковский альбом «Времена года» : «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»; разучивание песен о весне.
Игры для свободной деятельности:
Дидактические игры: «Подбери слово», «Кто, где живет?», «Назови растения»,«Угадай животное», «Чей листок?», «Где растет?»
Сюжетно ролевая игра: «На даче»
Режиссерская игра: «Изобрази животное, а ты угадай»
Исследовательская деятельность: посадка лука «Огород на окне»; посев семян цветов для рассады; наблюдение за ветками деревьев; эксперименты с водой, испытание корабликов.
Взаимодействие с родителями: сбор иллюстраций, картинок, фотографий, придумывание, составление загадок о весне. Создание выставки: «Весна!»
Ожидаемые результаты:
Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность.
У детей воспитана любовь и интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.
Интерес родителей к вопросам экологического воспитания.
Познавательное развитие.
• Формирование элементарных математических представлений
составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.) ;
дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.
• Формирование целостной картины мира
наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.) .
беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:
Каким бывает снег весной?
Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?
Как вы думаете, куда потом девается вода?
Как изменилась жизнь животных?
Какие птицы возвращаются к нам весной?
Что они будут делать? и т. д.
Просмотр фото-сюжетов о весне;
Дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года) ;
Совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.
Познавательно - исследовательская деятельность.
Организация проращивания семян гороха, бобов, огурцов, помидоров, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт.
Речевое развитие.
Фантазии, рассказы на темы: «Солнце просыпается и …», «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.
Речевые игры: «Подбери слово» ( к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п. ,
«Где спрятался звук?» (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С» : ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;
«Чей хвост?» ( образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)
«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)
Речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек?»;
Социально – коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Времена года», «Угадай дерево по листу», «Угадай по описанию», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»;
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.
Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.
Физическое развитие.
эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,
подвижные игры: с мячом «Когда это бывает?», с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п. ;
ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.
«Здоровье и безопасность»
беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей?».
Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) : объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;
Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:
Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение
Художественно – эстетическое развитие :
Конструирование из бумаги:«Бабочки», «Кораблики». Лепка: «Птицы», «Насекомые». Рисование: «Весенний лес», «Насекомые», «Первоцветы». Аппликация: «Букет цветов»
Слушание П. И. Чайковский альбом «Времена года» : «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»; разучивание песен о весне.