Погадаева Лариса Александровна
Проект «Веселые пальчики — мамины помощники» в первой младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Проект «Веселые пальчики – мамины помощники»
по развитию мелкой моторики в первой младшей группе.
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь-декабрь.)
Тип проекта : познавательно – игровой, творческий.
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Гипотеза: систематизированная планомерная работа будет способствовать развитию мелкой моторики.
Цель:
Публикация «Проект „Веселые пальчики — мамины помощники“ в первой младшей группе» размещена в разделах
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1 младшей группы посредством игр и игровых форм работы;
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
Проблема:
Работа по развитию мелкой моторики детей первой младшей группы выбрана в связи с тем, что у детей плохо развита гибкость и точность движения пальцев рук, а в следствии этого плохо развита речь, внимание. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Актуальность проекта : Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Задачи:
совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки;
Подобрать картотеку пальчиковых игр, практических заданий, настольных игр, подготовить дидактический материал;
Разучить с детьми пальчиковые игры, ввести их в систематическую практическую деятельность детей;
Формировать навыки предметной деятельности детей, самообслуживания.
Предполагаемые итоги проекта :
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.
развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов.
Формы работы с детьми:
Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.
Формы работы с родителями:
Беседы, консультации, анкетирование.
Используемый материал:
дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.
Этапы проекта «Веселые пальчики – мамины помощники»
Подготовительный:
выбор темы проекта;
работа и подбор методической литературы по данной теме,
материалов сети интернет;
выявление проблемы, цели задачи проекта;
создание развивающей среды для работы;
настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
Практический:
Анкетирование родителей на тему «Что такое мелкая моторика?».
Использование дидактических и пальчиковых игр;
Игровой самомассаж кистей рук с помощью подручных предметов;
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, крупы, мелкие игрушки, прищепки, пуговицы, бусины);
Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);
Художественное творчество;
Консультации для родителей. ;
План реализации проекта :
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
организационный этап Изучение проблемы, определение цели, задач. Поиск решения задач проекта, формирование предпосылок игровой деятельности. Октябрь, 2019 г.
этап апробации Работа с детьми
Проведение дидактических игр, пальчиковых игр, направленных на умственное развитие и развитие речи детей 2-3 лет, разучивание потешек. Развитие речи и пополнение словарного запаса. Развитие коммуникативных отношений. Развитие мимики, моторики пальцев рук.
.
Октябрь, 2019 г. Ноябрь, 2019г.
Работа с родителями
Теоретическая и практическая осведомленность родителей по проблеме развития речи детей в раннем возрасте Повышение уровня педагогической компетентности родителей по проблеме проекта Октябрь, 2019г. –Ноябрь, 2019г.
этап аналитический Диагностическое обследование Определить эффективность проектной деятельности. Октябрь, 2019г.
заключительный этап Презентация по теме проекта Апробация передового опыта среди коллег Декабрь, 2019г.
Размещение информации и фотографий на сайде ДОУ Апробация передового опыта среди общественности
Декабрь, 2019г.
Перспективный план работы с детьми
по проекту «Веселые пальчики – мамины помощники»
Месяц
Цель
Деятельность
Октябрь
- учить разгибать пальчики;
- слушать и понимать речь воспитателя Разучивание игры "Моя семья"
Закрепление игры «Моя семья»
- знакомство с пальчиками; Разучивание игры «Дом»
Закрепление игры «Дом»
-учить менять положение пальцев рук, слушая текс стихотворения;
-развитие внимания. Разучивание игры «Моя ладошка»
Закрепление игры «Моя ладошка»
Ноябрь
-учить выполнять действия по тексту;
- развивать умение складывать ладошки вместе Разучивание игры «Я пеку, пеку»
Закрепление игры «Я пеку, пеку»
-активизировать моторику рук;
-формировать умение управлять своими движениями;
Разучивание игры «Найди дорожку к маме»
Закрепление игры «Найди дорожку к маме»
-развивать умение понимать речь воспитателя и действовать в соответствии с текстом. Разучивание игры «Поможем маме сварить суп»
Закрепление игры «Поможем маме сварить суп»
-расширить представления ребенка об окружающем мире Разучивание игры «Волшебный мешочек»
Закрепление игры «Волшебный мешочек»
Декабрь. - развивать умение играть с предметами, действуя по образцу, в соответствии с текстом Разучивание игры «Достань, что скажу»
Закрепление игры «Достань, что скажут»
- учить «рисовать» указательным пальцем на листе бумаги
- формировать умение аккуратно пользоваться красками и салфеткой Разучивание игры «Бабочка»
Закрепление игры «Бабочка»
- развивать умение слушать и понимать текст,
- развивать мелкую моторику. Лепка «Вот ёжик не головы не ножек»
Закрепление игры «Вот ёжик не головы не ножек»
- развивать мелкую моторику и научить ребёнка подбирать шнурки, вставлять их в отверстия;
Разучивание игры «Шнуровка»
Закрепление игры «Шнуровка»
Перспективный план работы с семьями воспитанников
по проекту «Веселые пальчики – мамины помощники»
№ Мероприятия Сроки
1 Анкетирование родителей на тему «Что такое мелкая моторика?»
Консультация для родителей на тему «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук» Октябрь 2019г.
2 Работа с родителями по сбору материала к дид. играм
Октябрь 2019г.
3 Консультация на тему " Развиваем мелкую моторику в домашних условиях"
Октябрь 2019г.
5 Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи»
Ноябрь 2919г.
4 Привлечь родителей к созданию сенсорного коврика.
Декабрь 2019г.
Формы подведения итогов реализации проекта : презентация
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Дети от 2 до 3 лет должны:
- проявлять интерес к пальчиковым, дидактическим играм, потешкам ;
- пополнить словарный запас;
- развить моторику пальцев рук, внимание, память, воображение
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребёнка;
-пробуждение творческой активности и воображения ребёнка, желания включаться в творческую деятельность;
Предполагаемый результат проекта для родителей :
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики, в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе как влияет мелкая моторика на речь ;
Возможности проекта для воспитателей :
- улучшение отношений между детьми;
- укрепление связи с родителями.
Заключительный: подведение итогов и презентация проекта.