Анна Шевченко
Проект «Веселая математика в стихах» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать
Проект
«Веселая математика в стихах». Средний дошкольный возраст
Педагогический проект «Сказочная математика» для детей средней группы.
Продолжительность проекта 2 месяц.
Публикация «Проект „Веселая математика в стихах“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики, самостоятельную деятельность, двигательную активность. В результате проектной деятельности у воспитанников, должна повыситься мотивация к изучению математических представлений, повысится уровень воспитательно -образовательной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы. В результате проделанной работы у дошкольников развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества, артистические способности, диалогическая речь, проявление творческих способностей.
Актуальность проблемы.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Огромную роль в умственном воспитании играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математический праздник - развлечения).
Проблема проекта :
Неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.)
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
На занятиях по математике стихи, рассказы о цифрах, фигурах и т. д. Именно через использование игровой математики, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Цель:
Развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
- Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем разучивание стихов;
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка;
- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
Ожидаемый результат.
При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность;
• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
• Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Этапы проекта :
Первый этап Организационный
Создание сборника стихов по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста.
Второй этап Практический
Апробация сборника стихов по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста.
Третий этап Результативный
Подведение итогов по реализации проекта. Проведение открытого мероприятия : «Путешествие в волшебную страну математики»
Приложение к проекту.
Задачи в стихах с математическим содержанием.
У мышки два ушка.
Сколько ушей у двух мышей?
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят)
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Подарил ежатам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько у ежа ежат?
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Прилетели все на чай.
Сколько чаек, отвечай!
У меня есть три подружки,
У каждой по кружке.
Сколько кружек
У моих подружек?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Шьет себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли лапки,
Но не может сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего… (десяток).
Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
И из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал -
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
На поляне у дубка
Еж увидел два грибка.
А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько еж нашел грибов?
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дом с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Шесть ворон на крышу село,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила трех внучат,
Трех драчливых барсучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
Конспект итогового занятия по математике в средней группе «Домик для зайчика»
Конспект комплексного занятия направлен на личностное развитие ребенка, развитие инициативы и творческий способностей через игровые упражнения.
Цель: Создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать навык выражения количества через число.
2. Правильно употреблять названия геометрических фигур.
3. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их
Развивающие:
1. Развивать воображение и творческую активность.
2. Развивать память и внимание.
3. Закреплять знания о форме, цвете, размере.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
2. Воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.
3. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
Оборудование: карточки с цифрами; игрушка зайчик; игрушка волк;
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лиса и заяц» и предлагает детям подумать, что могло бы быть если бы за место петуха лисе попался бы волк. Воспитатель выслушивает детей обсуждают сказку и вместе с детьми приходят к такому окончанию сказки :
(Проигрывают сцену мягкими игрушками.)
Идет зайчик и плачет, а на встречу ему серый волк.
В: О чем зайка плачешь?
Зайчик рассказал волку о том, что с ним произошло. Волк сказал:
Не плач пойдем я выгоню лесу.
Пришли они к домику волк выгнал лису и поселился сам жить в заюшкину избушку. А зайчику строго настрого сказал пущу тебя твой дом тогда когда ты пойдешь в сказочный лес и пройдешь там все испытания.
З: Здравствуйте, ребята, меня зовут Зайка и у меня случилось несчастье! Мой домик, в котором я жил был такой уютный, но случилась так что волк выгнала меня из домика и не пускает обратно. Для того чтобы мне вернуть мой домик волк отправил меня в лес пройти препятствия встречающиеся на пути. (зайчик заплакал) Ребята а мне одному так страшно туда идти. Может вы мне поможите?
Дети: Да поможем.
З: Вы готовы отправиться в такое необыкновенное путешествие? Готовы преодолеть все трудности?
Дети: Да готовы!
З: Отправляемся в путь.
Заяц: Для того чтобы попасть в волшебный лес мы с вами должны пройти по тропе цифр, не просто пройти, но и произнести их в слух. Дети вместе с зайцем произносят цифры лежащие на тропе.
Подходят к первому столу:
Задание №1
Отгадай математические загадки. (загадки на столе)
Дети, воспитатель и зайчик переходят на полянку (Стол с цифрами).
Воспитатель: Ребята, это поляна волшебная. На ней выросли цифры. Найдите и покажите цифру, которая обозначает число заячьих следов.
Дети находят и показывают цифру 10.
Зайчик: Покажите мне, пожалуйста, цифру 3.
Зайчик перечисляет в свободном порядке все цифры от 1 до 10.
Дети показывают цифры.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите! У нас на пути две тропинки. Какие они по длине?
Дети: Одна тропинка длинная, а другая короткая.
Воспитатель: Верно, а по какой тропинке мы быстрее дойдем до следующей полянки (стол с заданиями для детей?
Дети: Мы быстрее дойдем по короткой тропинке.
Воспитатель проводит с детьми физминутку «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. Дети изображают уши на макушке головы
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. Дети хлопают в ладоши
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. Дети подпрыгивают на месте
Кто-то зайку напугал.
Зайка «прыг» и убежал… Дети убегают на свои стульчики
Воспитатель: Немного отдохнули и снова в путь.
Следующий стол. Полянка препятствий.
Игра наоборот: «Наоборот». (Дети сидят на стульчиках, воспитатель произносит слова и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот, кто ловит мяч должен сказать слово, противоположное сказанному по смыслу: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз, далеко-близко, высоко-низко, над-под, дальше-ближе, черный-белый, добрый-злой, большой-маленький, веселый-грустный, длинный-короткий, светлый-темный, сладкий-горький).
Ребята это было последнее препятствие все задания выполнены.
Заяц: Ребята спасибо вам большое вы меня очень выручили, а сейчас давайте вместе с вами прогоним волка из моего домика.
Дети: Давайте.
Воспитатель вместе с зайчиком и детьми проходят к домику и прогоняют серого волка. Дети прощаются с зайцем.
Зайчик в знак благодарности дарит детям сборник математика в стихах.