Старчикова Юлия Алексеевна
Проект «Холода нам нипочем, варежки с собой возьмём»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«ХОЛОДА НАМ НИПОЧЕМ, ВАРЕЖКИ С СОБОЙ ВОЗЬМЁМ»
Цель проекта : создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность в процессе
Актуальность: варежки – деталь одежды, которая вызвала у детей большой интерес и любопытство благодаря своей простате и обыденности. Проявляя познавательную активность, дети захотели разгадать «секрет варежки» и узнать историю возникновения варежек, отличительные особенности варежек и рукавичек, разнообразие назначений у варежек. С детских «Почему?», «Зачем?», и «Как?» началось наше исследование.
Публикация «Проект „Холода нам нипочем, варежки с собой возьмём“» размещена в разделах
Проблемная ситуация:
«Что мы знаем о варежках?»
- Варежки носят, когда холодно
- Варежки бывают с рисунком и без рисунка
-У девочек варежки красивее, чем у мальчиков
- Варежки от снега намокают
- Варежки бывают большие и маленькие
- Варежки одевают на руки, поэтому их должно быть две
- Варежки можно купить в магазине
«Что бы Вы хотели узнать о варежках?»
- Кто придумал варежки?
- Какие бывают варежки?
- Почему в варежках руки мерзнут?
- Почему в варежках тепло?
- Как изготовить варежки?
- Как и чем можно украсить варежки?
- Носят ли люди варежки летом?
«Как и где это можно узнать?»
- Прочитать в книге, энциклопедии
- Посмотреть интересную детскую передачу
- Найти полезную информацию в интернете
- Прочитать в детском журнале
- Спросить у родителей, бабушки
- Посмотреть познавательную презентацию
- Получить информацию у воспитателя
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Срок реализации: краткосрочный (3 недели с 1декабря по 20 декабря)
Продукт проекта : Мини - музей «Варежка»
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1 Этап проекта - организация
Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта беседы.
Подготовка необходимых материалов.
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
Знакомим родителей с проектом
Определяем, какой будет итог
2 Этап – реализация проекта
Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
Беседа «О варежках» (конспект) Дидактические игры: «Что к чему?», «Одень Машу и Витю», «Одежда», «Из какого материала?», «Парочки»
, р. н. с. «Рукавичка», А. Ткаченко «Варежка», В. Чаплина «Варежка»
Отгадывание загадок про варежки
Заучивание наизусть: «Бежит серенький коток…», «Маша варежку надела…»
Трудовое поручение: «Большая стирка» (уход за рукавичками)
Подвижные игры: «Веселая рукавичка», «Найди парочку», Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин одежды», «Одеваем Катю на прогулку», «Миша пришел грязный»
Познавательно-исследовательская деятельность: «»Из чего же сделаны варежки?
Музыкальное развитие: слушание детской песенки «Рукавичка», разучивание наизусть, разучивание под нее танцевальных движений
Театрализация: «Рукавичка» (по мотивам русской народной сказки)
Рассматривание иллюстраций «Варежки бывают разными»
Оригами: «Волшебная рукавичка» (схема)
Аппликация «Украсим варежки» (образец)
Расскраски «Узоры на варежках» Чтение литературы на тему «Варежка»
Консультация для родителей «История варежки»
Просмотр мультфильмов «Рукавичка», «Варежка», «Потерянная варежка»
3 этап – итоговый.
Подготовка и экспозиция «Выставки варежки»
Вывод:
В процессе реализации проекта дети проявили активный познавательный интерес, узнали много нового и интересного о варежке (рукавице, об ее назначении в жизни человека. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Родители приняли активное участие в создании мини-музея «Варежка». Исследовательская деятельность музейных экспонатов и игры с ними вызвали у детей чувство радости открытия удивительного в окружающем мире. Дети получили массу удовольствия от совместной с родителями творческой деятельности.
Конспект беседы-игры для детей
«Поговорим про варежку»
Цель: вызвать интерес детей к предмету «варежка»
Задачи:
-познакомить детей с предметами рукотворного мира (варежки, используя художественное слово и малые фольклорные жанры;
-расширять словарный запас;
-воспитывать бережное отношение вещам, как результату труда взрослых;
Материал:
-пряжа, клубочки пряжи разного цвета, вязаные варежки, носки, шапочка.
Планируемый результат:
-дети проявляют интерес к предметам рукотворного мира, бережное отношение к вещам, эмоционально откликаются на литературные произведения, используемые педагогом, поддерживает диалог.
Словарная работа:
-пряжа, клубки, спицы, варежки,вязать.
Предварительная работа:
-чтение сказки «Морозко».
Содержание деятельности:
Дети входят в группу, где расположен мини- музей избы, их встречает бабушка.
Бабушка. - Здравствуйте, детки, заходите и усаживайтесь поудобнее.
Хозяйка берет в руки вязание и начинает вести беседу.
Вот и зимушка уходит,
Снег и холод прочь уводит.
Весну красную приводит.
Встает солнышко пораньше,
Светит солнышко подольше.
-Авы. Ребятки, не замерзли, когда утром шли в детский сад?
-Почему вам было тепло (холодно?
-Как вы были одеты? (шуба, валенки,шапки, шарфики, варежки)
-Без теплых вещей можно ходить зимой по улице? (без теплых вещей можно замерзнуть, простудиться и заболеть)
-Кто же вам вяжет варежки шапочки и шарфики? (мама и бабушка)
- Ия вяжу своим деткам и внучкам варежки да носочки.
(Бабушка показывает свои изделия)
-Назовите-ка, ребятки, что вы здесь видите. (дети перечисляют)
-А ка вы думаете, из чего вяжут варежки носочки, шарфики.
Правильно, из ниток, а нитки эти называются – пряжа. Посмотрите, как нити смотаны в клубочки.
Бабушка сматывая нить в клубочек, напевает песенку:
Завивайся, ниточка, в клубочек,
Завивайся, тонкая, в клубочек.
Свяжет бабушка хорошенький чулочек.
Развивайся, ниточка, скорее,
Развивайся, тонкая, скорее,
Свяжет бабушка чулочек подлиннее.
-Ребятки, а это что такое? (бабушкин сундук)
-Сундук этот не простой, а волшебный:
Я волшебный сундучок
Вам, ребята, я дружок.
-Сундучок, покажи,пожалуйста, нам,что у тебя лежит внутри.
-Возьмите по клубочку, какие он? (Разноцветные, красивые, пушистые, мягкие)
-Как вы думаете,зачем они там лежат?
-Давайте посмотрим, какие в сундуке лежат варежки.
-А теперь я предлагаю прочитать стихотворение «Маша варежку надела»
-Скажите, почему вам понравились эти варежки? (Они теплые, мягкие, пушистые)
-Давайте поиграем в игру «Найди такую же»
(Дети подбирают своей варежке пару)
-Теперь вы знаете, что нужно потрудиться, чтобы связать теплые и красивые вещи.
Консультация для родителей:
«История варежки»
История варежек в России насчитывает уже немало веков. Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Но скорее всего это произошло гораздо раньше, просто пользовались ими до 13 века только крестьяне.
Как вы думаете, почему дворяне и бояре не пользовались рукавицами? А все потому, что их одежды имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.
Однако у русских царей в те времена были перчатки, которые назывались перстатые рукавицы. Их перчатки обычно были на меху.
Откуда же появилось это слово – «варежка»? Оно происходит от словосочетания «варяжская рукавица». Наверное, варежки пришли к нам от варягов. Помните кто такие варяги? Правильно, это выходцы из скандинавских стран.
Хотя, может быть, слово «варежка» произошло от глагола «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать».
Или все-таки оно произошло от другого глагола «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее и теплее.
Названий у варежек было очень много : вязанки, плетенки, связни, рукавки – их обычно вязали; катанки, валянки – вы, наверное, уже догадались, что их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.
Постепенно происходило разделение понятий. Рукавицами называли то, что шилось из меха или ткани. А варежки стали только вязаные.
Однако мода сменилась, рукава стали короче. Нужно было защищать руки от холода и высшее сословие тоже стало пользоваться рукавицами и варежками. Но их рукавицы стали очень сильно отличаться от крестьянских. Они были богаче и наряднее. Варежки у господ были из парчи, бархата и сафьяна, их украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Эти рукавички представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.
Варежки обычно различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались без резинки, чтобы в них было комфортно работать и запросто скинуть с руки для перекура или пот утереть. Женские варежки были наряднее и миниатюрнее, разноцветные и с узорами.
На Руси, как правило, носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала одевали вязаные («исподочки», потом меховые (мохнатки). А для того, чтобы работать, сверху надевали еще кожаные рукавицы, холщовые или из конского волоса. В будние дни исподочки одевали однотонные, а по праздникам многоцветные с узорами.
В 19 веке в моду вошли митенки (их еще называли накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев. Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых хлопковых ниток и носили по большим праздникам. Но в 20 веке мода на них уже прошла. Однако мастерицы валяльщицы до сих пор валяют митенки из шерсти для любителей ретро стиля.
По старинному русскому обычаю, перед свадьбой невеста должна была изготовить (кроме шитья свадебного наряда) для всех членов семьи жениха узорные рукавицы и чулки. Причем на всех изделиях должны были быть разные орнаменты.
Кстати техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии. В скандинавских странах обычно вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.
Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий довольно широко распространенное и поныне. Однако нас интересуют лишь те вязаные изделия, которые выполнены в местных традициях. Известный архитектор-реставратор, прекрасный знаток псковской старины, К. П. Спегальский в послевоенное время создал целую серию рисунков с традиционными узорами псковских варежек. Это было время, когда на Псковском рынке еще можно было купить глиняные игрушки, ручную керамику, мебель. Из традиционных видов вязания из шерсти сохранились только варежки. Мастерицы на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз – это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» псковских мастериц.
Подвижные игры
Игра «Мышки» :
Ход игры:
Дети и воспитатель говорят слова:
Мышки по лесу бежали, рукавичку увидали.
(дети, имитируя движения мышки, двигаются по кругу)
Воспитатель: Рукавичка, не зевай и мышат догоняй.
Все играющие разбегаются по площадке, а игрок с рукавичкой их ловит (дотрагиваясь рукой). После того как поймает 2-3 ребят, воспитатель произносит: «В круг!». Игра возобновляется.
Указания к игре: *При повторе игры дети имитируют движения героев сказки «Рукавичка» (сначала мышат, затем лягушат, зайчат, волчат, медвежат). Воспитатель во время игры следит за тем, чтобы все дети имитировали движения животных, бегали в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Игра «Найди парочку» :
Детям раздаются парочки рукавичек. Под музыку дети передвигаются врассыпную. По сигналу воспитателю ребятам надо быстро найти себе рукавичку-парочку.
СТИХИ И ЗАГАДКИ ПРО Варежку
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!
Потерялась варежка
Маленькая Варюшка
Потеряла варежку –
Варежку пуховую,
Совершенно новую.
Горько плачет Варюшка:
— Где же моя варежка,
Варежка зеленая,
Бабушкой дарёная?.
Что скажу я бабушке?.
Что скажу я маме?.
— Ах ты, Варя-Варюшка,
Вот же твоя варежка,
У тебя в кармане!
Ладонщиков Г.
Ветер вихри закручивал,
Вьюга выла, визжала…
Одинокая варежка
На дороге лежала.
Одинокая варежка
Вся промерзла, промокла,
Вместе с вьюгою варежка
Билась в двери и стекла.
Подберу-ка я варежку,
В тёплом доме согрею,
Положу её, стылую,
На свою батарею.
Напишу объявление
На листке, посерёдке,
Потерявшему варежку
Сообщу о находке.
Пусть читают прохожие
На столбе, возле парка,
Где висит объявление:
«Потерялась овчарка…»
***
Я надену рукавички —
Две весёлые сестрички…
Буду хлопать я в ладоши,
День морозный и хороший!
Пригоцкая С.
Загадки:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки)
Спрятались голышки
Во лохматые мешки:
Четверо вместе,
Одна на шесте.
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят. (Варежки)
Из колечек овечек
Получилась пара печек.
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки)
Построили хлевец Для пятерых овец.
В обоих домиках тепло: Мне нет нужды в карманах.
А коль засветится окно — Его починит мама.
Четверо ребят В одной шубе сидят,
А пятый в шубенке Стоит в сторонке.
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка)
Конспект НОД по аппликации в старшей группе
«Украсим рукавички».
Цель: формирование коммуникативных навыков детей в процессе совместной деятельности.
Задачи:
Учить детей составлять узор на рукавичках, используя готовые детали из геометрических форм, учиться договариваться о деталях узора, их расположении на рукавичках, добиваться сходства узоров на рукавичках.
Формировать у детей коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, взаимопомощь по ходу работы, позитивные эмоциональные отношения к совместной деятельности.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Сутеева «Про «Снегурочки» и Снежинку», рассматривание картинок с изображением рукавичек, дидактические игры : «найди пару», «почини рукавичку»
Материалы и оборудование: «волшебная» палочка, картинки с изображением рукавичек, бумажные заготовки рукавичек, геометрические формы, клей, салфетки, клеенки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, сейчас на улице зима. Что больше всего зимой мерзнет?
Дети. Нос, лицо, руки.
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру "Заморожу". Вам надо спрятать только кисти рук. У меня есть волшебная палочка, которая «морозит». Покажите мне свои руки.
(Прохожу по кругу и "морожу" руки. В это время дети прячут руки).
- Какие вы молодцы, все спрятали руки.
А сейчас, послушайте загадки:
Они, как мамины ладони,
Они, как гнездышко для птички.
Их бабушки внучатам вяжут.
Зовут их просто … (рукавички)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички)
Воспитатель. Вы отлично справились с загадками. А сейчас, поиграем в игру "Хорошо - плохо".
Рукавички - это хорошо. Кому хорошо?
Дети. Людям, они их покупают; продавцам - они их продают; фабрикам – они их вяжут.
Воспитатель. А многие говорят, что рукавички - это плохо? Почему? Давайте вспомним рассказ В. Сутеева «Про «Снегурочки» и Снежинку». Когда Ваня и Маша катались на коньках. Что плохого может случиться с рукавицами. Как вы думаете? (они могут намокнуть, порваться, потеряться)
Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть в игру "Найди пару". Ребята, возьмите по одной рукавичке и найдите пару, только будьте внимательны.
Дети подбирают пары.
Воспитатель. Все справились с заданием? Что вы делали, когда искали рукавички?
Дети. Сравнивали узоры, искали левую и правую рукавичку.
Воспитатель. Настя, а из каких геометрических фигур составлен у тебя узор на рукавичке?
Называет геометрические фигуры.
Воспитатель. Эти красивые рукавички мне одолжили дети из другого детского сада. Они приготовили их, как подарки для своих друзей. Мы тоже с вами можем изготовить такие. Нужно составить узор из геометрических фигур и наклеить. Чтобы выполнить это задание, вам нужно выбрать себе товарища, так как рукавички две (одна левая, другая правая) и узор на рукавичках одинаковый. И вы должны договориться между собой. Пройдите к столам. Разложите геометрические фигуры, сравните между собой и только потом будете наклеивать.
Дети выполняют работу.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо сегодня вы потрудились. Понравилось вам делать интересную работу вместе?
Дети. Да.
Воспитатель. Артем, а почему тебе понравилось работать вместе?
Артем. Потому что мы помогали друг другу, Женя сделал первым и мне помог.
Воспитатель. А как вы считаете, все сегодня сумели договориться?
Дети. Да.
Воспитатель. Мне сегодня понравилось, как вы совместно трудились, как договаривались. И мне было приятно, что вы поработали дружно и сумели выполнить работу с удовольствием. И в конце занятия можно сказать: "Сделал дело, гуляй смело".
Сейчас мы сделаем выставку рукавичек для наших родителей.
Конспект занятия по
Художественно – эстетическому развитию (рисование)
«Рукавичка».
средний дошкольный возраст
Цель: дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих варежках в каждой паре).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Знакомить с понятием «орнамент»;
• Формировать умение самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу.
Развивающие:
• развивать воображение, память, мышление;
• развивать творческие способности, желание помогать другим.
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе;
• воспитывать чувство сопереживания к героям сказки;
• воспитывать интерес к художественно – эстетическому развитию.
Материал к занятию: Демонстрационный: иллюстрации русско-народной сказки «Рукавичка», образцы готовых рукавичек, несколько красивых рукавичек, беспорядочно разложенных на столе; театральная ширма.
Раздаточной: шаблоны рукавичек, цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка «Разбежались по лужайке…», загадки, дидактическая игра «Найди пару», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети встают в кружок.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, давайте поздороваемся, как только мы с вами умеем.
Здравствуй, солнце золотое! руки в стороны
Здравствуй, небо голубое! руки поднимаются вверх
Здравствуй, вольный ветерок! плавное покачивание рук
Здравствуй, маленький дубок! садятся на корточки
Мы живем в одном краю, встают, руки широко в стороны
Всех я вас приветствую! улыбаются и машут друг другу рукой.
После приветствия дети садятся в кружок.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А чтобы узнать, что это за сказа, я вам предлагаю отгадать загадку:
Едва повеяло зимой -
Они всегда со мной
Согреют две сестрички
Зовут их… (рукавички).
Дети отгадывают загадку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: всё верно, мы сегодня познакомимся с русско-народной сказкой – «Рукавичка».
Воспитатель читает сказку, параллельно вывешивая на театральную ширму иллюстрации из сказки.
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Остались звери без дома. Как вы думаете, хорошо - ли им теперь?
Ответы детей (зверям стало холодно, так как на улице зима, и у них больше нет дома)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, у меня есть много-много рукавичек (показывает шаблоны). Как вы думаете, понравятся зверям такие домики?
Ответы детей (нет, они бесцветные, и их надо раскрасить).
ВОСПИТАТЕЛЬ: тогда, я предлагаю вам раскрасить рукавички для наших зверей. Но для начала, давайте подойдём к столу, на котором разложено много-много рукавичек и посмотрим, как они украшены. А также, давайте каждой рукавичке найдём свою пару.
Дидактическая игра «Найди пару». Воспитатель предлагает детям рассмотреть пары перчаток и рукавичек. Обращает внимание на разнообразие рисунков (по конкретной ситуации, называет и описывает декоративные элементы ( например: красивые снежинки, маленькие птички, волнистые линии – будто след от санок на снегу, следы птичек на подоконнике, морозные узоры на окошке, нарядные ёлочные и т. д.). Затем, просит детей найти пару каждой рукавичке. Спрашивает, как детям удалось так быстро найти пару рукавичкам и уточняет вывод о том, что в каждой паре узор повторяется.
Дети садятся на свои места. Перед каждым – шаблоны рукавичек, цветные карандаши, фломастеры, мелки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, составлять узор на рукавичках можно из кружочков, снежинок, елочек, волнистых линий и т. д. Рисовать элементы узора нужно не где вздумается, а так, чтобы был определенный порядок. Можно чередовать: кружок, снежинка, кружок, снежинка…. Такие узоры называют орнаментом.
(Дети, глядя на образцы рукавичек, при помощи воспитателя создают свой орнамент на ОДНОЙ рукавичке).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что, по одной рукавичке у нас уже готово? Давайте-ка теперь немного отдохнём.
Физкультминутка:
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки шаг на месте
Стали весело кружиться кружимся вокруг себя
Стали звери веселиться,
Раз – прыжок, два – прыжок прыжки на месте
Отдыхай и ты, дружок!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребятки, взгляните на свои рукавички. Всё - ли с ними в порядке?
( ответы детей: рукавички разные. Одна раскрашена, а другая – нет. Воспитатель объясняет детям, что все орнаменты на рукавичках всегда парные, и предлагает повторить свои узоры на второй рукавичке).
Дети выполняют задание.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Какие замечательные рукавички у нас получились! Как называются узоры на них? (орнамент). А для каких зверей мы рисовали рукавичку? (дети перечисляют зверей из сказки). Молодцы, а из какой сказки все эти животные? («Рукавичка»).