Наталья Борисова
Проект в старшей логопедической группе «Удивительный мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.
Публикация «Проект в старшей логопедической группе „Удивительный мир растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.
В этом проекте мы будем расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Наш проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях и о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Актуальность
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о травах, цветах, лекарственных растениях, кустарниках, деревьях, и расширять знания, знакомя с необычными растениями и деревьями нашей планеты.
Проблема: У детей потребительское отношение к природе: дети ломают ветки деревьев и кустарников, для игр с ними. Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Применение знаний в практической деятельности, в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе.
Цель:
Формировать у дошкольников элементарные представления о необычных растениях и деревьях нашей планеты, о жизни растений, их взаимосвязях в природе.
Задачи: Образовательные: Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растения, их зависимости от времени года, способствовать формированию представлений детей о травах, цветах, деревьях и кустарниках, о способах их выращивания; Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло.
Развивающие: Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях и деревьях нашей планеты.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к растениям и деревьям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
Паспорт проекта
Организация: МАДОУ №16 «Рябинка» г. Дубны
Название проекта : «Удивительный мир растений»
Участники: дети старшей логопедической группы, педагоги, родители.
Тип проекта : информационно – экспериментально - творческий; групповой.
Сроки реализации проекта : долгосрочный, весь учебный год
Этапы реализации проекта
№ Мероприятия
Цели Место проведения Сроки реализации
1 этап - подготовительный
1. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта. группа сентябрь
3 неделя
2. Беседа с родителями о предстоящем проекте. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта, помощь в приобретении «Необычных семян». группа октябрь
2 неделя
3. Изготовление основы для создания «Огорода на окне»
Создать условия для реализации проекта «Удивительный мир растений» Дом /группа Октябрь
(с1-4 неделю)
4. Создание дневника наблюдений. фиксировать наблюдение за растениями. группа ноябрь
(с ноября по окончании проекта)
2 этап - основной
5. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях и деревьях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. группа ноябрь
1 неделя
6. НОД «Что мы знаем о земле?»
(Экспериментирование) Углублять знания детей об условиях прорастания и роста растений группа ноябрь
3 неделя
7. Просмотр презентации «Удивительный мир растений». Знакомство с необычными деревьями и растениями нашей планеты. группа ноябрь
4 неделя
8. Практическая деятельность: посадка семян яблоня, личи, граната. Знакомство с семенами. Вызвать интерес к выращиванию растений. группа декабрь
1 неделя
9. Дидактическая игра «Садовые и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Группа \ участок декабрь
2 неделя
10. Чтение художественной литературы: р. н. с. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю. Тувим «Овощи». Знакомство с произведениями. Учить анализировать их. Группа Декабрь
3-4 неделя
11. Опыт – наблюдение за ростом посаженных растений яблоня, личи, граната; развитием первых листочков Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений. группа Январь
3 неделя
12. Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно ухаживать и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) группа Январь
3 неделя
12. Просмотр презентации
«Растения – хищники» Знакомство с необычными хищными растениями. группа январь
4 неделя
13. Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Группа \ участок февраль
1 неделя
14. Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). группа февраль
1-2 неделя
15. Посадка семян кедра, корня имбиря, косточки авокадо. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам группа февраль
3 неделя
16. НОД «Знатоки семян», с использованием интерактивной доски Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы. Обогащать речь прилагательными. Вызвать интерес при работе с интерактивной доской группа февраль
4 неделя
17. Практическая деятельность: уход за посадками. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. группа март - апрель - май
18. Рисование: «Необычное растение» Учить детей рисовать необычные растения, развивать воображение группа Март
2 неделя
19. Беседа с родителями «Наши посадки» Активизировать интерес родителей к жизни группы группа Март
3 неделя
20. Работа в уголке природы: наблюдение за ростом посаженных растений. Наблюдение за ростом растений группа Март
4 неделя
21. Просмотр презентации «Первоцветы» Знакомить с необычными цветами группа Апрель
1 неделя
22. НОД «В поисках Дюймовочки» Развивать речь детей, учить отвечать полными ответами, закрепить знания о первоцветах группа Апрель 3 неделя
18. Труд в природе. Подготовить клумбы и аллею к высадке рассады цветов и растений, формировать интерес к результату своего труда. Участок \ огород Май
1-2 неделя
19. Итоговая беседа «Растения нашей планеты». Закрепление полученных знаний участок Май
2 неделя
3 этап - заключительный
20. Выступление на педсовете, презентация проекта «Удивительный мир растений»
Презентация опыта работы Группа \ методкабинет май
22. Фотовыставка «Опыты и эксперименты»
Презентация опыта работы Группа.
Родительское собрание Май
23. Посадка саженцев: «Кедровая аллея»
Презентация опыта работы Участок.
Май
Выводы
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о растениях, об их пользе. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно высадили кедровую аллею. Сделали самостоятельное умозаключение: «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям».
Узнали название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы, познакомились с разными способами ухода и прорастания растений. Научились любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям. Также научились вести календарь наблюдений.
Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи мы выполнили. Презентация проектной деятельности включала в себя продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
Рефлексия
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной целью, позволила добиться высоких результатов: развитие у детей знаний о растениях и деревьях, умений ухаживать, заботиться и проращивать, поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
В заключение была высажена кедровая аллея, которая показала, что цель нашего проекта была достигнута. Ребята стали ближе к природе, так как они понимали её уже на эмоциональном уровне.
Дети научились радоваться достижениям, с достоинством принимать неудачи в выращивании семян. Порадовали нас личи, лимон, имбирь, кедр, лотос, гранат и др. А вот огорчили: киви, ананас, яблоня, авокадо.
В дальнейшем, дети проявили желание продолжить наблюдение за растениями. Мы, педагоги, поддержали.
Теперь будем ожидать цветение имбиря, лотоса, плодов личи, граната, лимона.
методическая литература
1. Баймашова В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2013.
4. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М. : Мозаика – Синтез, 2006.
5. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.
6. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. Интернет ресурсы