Екатерина Клешковских
Проект «Развитие стереоскопического зрения, или Геометрия вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
потому что за каждой задачей
скрывается приключение мысли…»
(В. Произволов)
февраль, 2019 г.
Данный проект является частью комплексной коррекционной работы. Он направлен на подготовку детей к восприятию глубины пространства и развитию стереоскопического зрения детей с косоглазием. При расстройстве стереоскопического зрения у ребенка нарушается формирование механизмов анализа глубины пространства, ориентировки в пространстве, моторное развитие, что может привести к трудностям в социальной адаптации ребенка. Поэтому разработан ряд коррекционно-педагогических мероприятий для формирования определенных знаний и умений, необходимых для создания предпосылок для развития полноценного стереоскопического зрения.
Публикация «Проект „Развитие стереоскопического зрения, или Геометрия вокруг нас“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Тема «Развитие стереоскопического зрения или Геометрия вокруг нас»
Авторы Клешковских Е. Н.
Вид информационный, практико-ориентированный
Сроки краткосрочный (2 недели)
Возраст детей 6-7 лет
Актуальность Современная статистика такова, что 5-7 % детей рождаются с косоглазием. А это значит, что они видят мир не «объемным», а «плоским»
Дети с косоглазием испытывают трудности в определении размера, пространственного расположения предметов окружающего мира, в овладении измерительными навыкам, что в свою очередь, отрицательно влияет на развитие мыслительных операций.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
Нарушение бинокулярного зрения приводит к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое объемное целое, искажает пространственное восприятие окружающего мира.
При отсутствии развитого глубинного зрения:
- значительно хуже можно различать глубину, рельеф, поверхность;
-труднее правильно оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, заслоненность предметов друг другом, перспективу в изображении;
- острота зрения – ниже, поле зрения –меньше;
- затрудняется макро и микро ориентация в пространстве, овладение измерительными навыками, происходит нарушение моторного развития;
-делается затруднительным качественное выполнение многих работ (водителя, летчика, токаря, хирурга и др.)
Особую трудность при лечении на аппарате у детей вызывает следующее: дети не умеют фиксировать взор, прослеживать глазами линии воспринимаемых объектов, осуществлять глазомерную оценку протяженности линий, оценивать величину фигур, расстояния между ними, оценивать глубину пространства, пользоваться пространственными терминами
Самопроизвольное восстановление бинокулярного, глубинного зрения не развивается или развивается редко. Но формируется бинокулярное стереоскопическое зрение постепенно, развитие и совершенствование его продолжается на протяжении всего школьного и дошкольного периода. Эти функции глаза находятся в стадии развития, есть возможность воздействовать на них педагогическими методами в процессе коррекционной работы. Для этого необходимо применять определенные комплексные мероприятия. Задача этих мероприятий – подготовить к аппаратному лечению, создать предпосылки для развития полноценного стереоскопического зрения и тем самым закрепить результаты лечения косоглазия, подготовить детей к школе.
Для формирования глубинного зрения у детей сначала необходимо научить детей понимать зависимость величины предмета от расстояния до него, дать понятие о линейной перспективе. Для этого я изготовила объемные геометрические фигуры, с помощью которых дети самостоятельно моделируют наглядно зависимость величины предмета от расстояния.
Затем необходимо познакомить детей с многоплановыми картинами, и соответственно с планами изображения (передний, средний, задний). Рассматривая изображение, ребенок научится определять расстояние между предметами, определять соответственно их размер и постепенно будет учиться видеть глубину пространства на картине, будет уточнять расширять свои представления, речь. Для достижения этих целей анализировали иллюстрации: «Заяц и лиса», «На реке».
Кроме того, я разработала специальное занятие: «Нарисуем улицу». Цель занятия - научить создавать изображения на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений предметов, чтению иллюстраций, пониманию заслонённости, обучать умению понимать соблюдение линейной перспективы при изображении объектов в рисунке.
Разработала ряд специальных пособий («Попади в кольцо», «Лабиринт», «Посади цыпленка в яйцо», задача которых, научить ребенка фокусировать взгляд на предмете, способствовать развитию фузии и глазодвигательных функций; я подобрала ряд игр и упражнений с использованием зрительной, зрительно-двигательной, двигательно-тактильной чувствительности оценки расстояний между предметами. Подвижная игра в музыкальном зале «Сбей кеглю», «Попади мячом в цель», «Что ближе, что дальше» и т. д.
Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями.
Цель Сформировать комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, способствующих развитию навыков полноценного глубинного стереоскопического зрения у детей с косоглазием и амблиопией.
Задачи 1. Формирование навыка складывания простейших геометрических фигур из бумаги, умения измерять длину, ширину, а также объем фигур;
2. Расширение кругозора (в том числе, за счет привлечения исторических сведений, а также роли Геометрии в познании мира;
3. Формирование готовности к применению геометрических знаний на практике;
4. Развитие наглядно-образного и логического мышления;
5. Уточнение знаний о свойствах геометрических фигур;
6. Обучение детей рассматриванию изображений, расположенных в различном порядке: вертикально, горизонтально, по диагонали, вразброс;
7. Обогащение словаря математическими терминами;
8. Формирование умения отражать в изобразительной деятельности признаки глубины пространства;
9. Формирование знаний о зависимости величины предмета от расстояния;
10. Формирование умения анализировать изображения с выделением переднего, среднего, заднего плана;
11. Сформировать способы восприятия объектов при разной их удаленности на полимодальной основе, используя сохранные анализаторы;
12. Развитие измерительных навыков в большом и малом пространстве;
13. Формирование умения самостоятельно моделировать пространственные отношения с учетом глубины пространства;
14. Развивитие фузионных резервов, умения сливать картинки фокусировать при помощи специально подготовленных пособий;
Предполагаемые результаты Дети научатся видеть глубину в изображениях, большом пространстве, понимать значение перспективы, оценивать положение одного предмета относительно других, отражать эти отношения в речи, применять в практической деятельности, воспринимать разноудаленные объекты на полимодальной основе, будут сформированы измерительных навыки в малом и большом пространстве. Дети научатся моделировать пространственные отношения.
У детей в результате тренировок будут развиваться фузионные резервы, бинокулярный механизм слияния изображений. Дети смогут научится «правильно» видеть глубину в стереокартинах.
В результате всего комплекса мероприятий у детей будут повышаться пороговые стереоскопические возможности и создаваться предпосылки для развития глубинного пространственного зрения.
Таким образом, при комплексное воздействие ортоптических методов и данной коррекционно-педагогической подготовки явилось достаточно эффективным средством для развития глубинного зрения, закрепления результатов лечения косоглазия, подготовки детей к новой школьной деятельности.
Продукты проекта Памятки для педагогов «Развитие глубины пространства»
Развлечение на прогулочном участке «Геометрия вокруг нас»
Геометрический театр
Дидактические пособия «Попади в кольцо», «Посади цыпленка в яйцо», «Лабиринт»
Особенности реализации проекта Дети с остротой зрения Vis 0,5-1,0
Литература 1. Григорян Л. А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Л. Григорян. –М. 1978.
3. Жохов В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М. 1994
4. Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб2001
5. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушением зрения. М. Классик стиль. 2006
6. Заксенвегер Р. Ф. Аномалии стереоскопического зрения при косоглазии и их лечение. Статья.
7. Е. Н., Кутрань О. Н., Струкова Н. И. Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения «По дорожкам мы пойдем, все узнаем и найдем» // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 380-382. — URL https://moluch.ru/archive/158/44672/ (дата обращения: 11.02.2019).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 — вводный — определение цели, задач, продумывание содержания, построение плана реализации проекта;
2 — подготовительный — работа с различными литературными источниками по данной теме, определение содержание деятельности всех участников проекта, разработка мероприятий на весь период реализации проекта;
3 — основной — выполнение всех запланированных мероприятий в установленные сроки, а именно: пополнение методической базы новыми пособиями по заявленной теме, проведение коррекционных занятий с детьми по разным видам ориентирования, внедрение новых игр и заданий для детей, проведение с педагогами и родителями консультаций, а также интегрированных занятий, развлечения;
4 — заключительный — презентация проектной деятельности и ее продукции на итоговом педсовете для всех педагогов ДОУ, фото- и видеоотчет по каждому виду деятельности.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Коррекционные занятия: «Пространство. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположене фигур в пространстве. Перспектива»; «Измерительные приборы. Объемы тел»;«Геометрический тренинг. Решение занимательных геометрических задач»; «Рисование. Моя улица».
Прослушивание геометрических сказок :«38 попугаев»;«Геометрия для самых маленьких»;«Учим формы»
Анализ иллюстраций с линейной перспективой, ознакомление со стереокартинками: "Трасса", "Улица", "Озеро", "На реке", "заяц и лиса"
Игры и упражнения на развитие бинокулярного зрения «Сбей кеглю», «Попади мячом в цель», «Лабиринт», «Посади цыпленка в яйцо»
,
,